Любовь Климович
Воспитание нравственных качеств у детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжение
При грамотном педагогическом руководстве ребёнок среднего дошкольного возраста овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила.
Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности (2 часть)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети средней группы с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю, посильно готовят всё необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций) под руководством чуткого взрослого. Уже на подготовительном этапе педагог формирует у детей определённые нравственные качества : трудолюбие, взаимоуважение, дружбу и др. Театрализованная деятельность – это не только игра – драматизация, но и игра по правилам, и продуктивная деятельность, оставляющая «предметный след». В работе над реквизитом, декорациями дети имеют возможность создать образ с помощью цвета, формы, конструкции.
Так, например, дети могут сделать из конусов основание куклы – марионетки, а затем прорисовать её лицо, одежду, изготовить разнообразные плащи и накидки.
Поскольку дети с нарушением зрения получают значительную часть информации по нарушенному каналу зрительного анализатора, то использование в игре - драматизации подвижных игрушек, ширмы и произвольных способов передвижения служит хорошим способом развития и тренировки иных каналов связи - тактильного, слухового и др.
Для полноценного развития театрально – игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные сказки, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям.
Начиная работу над каким-либо сюжетом, воспитатель должен заинтересовать им ребёнка, дать ему возможность путём свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Игра – драматизация предполагает использование в сюжете известных детям реальных или вымышленных событий, почерпнутых из литературных источников или из реальных жизненных случаев. Сюжет литературного произведения (рассказа, стихотворения, волшебной сказки) обязательно многократно повторяется на предварительных занятиях, роли разучиваются, дети репетируют отдельные фрагменты игрового действия, и игра фактически превращается в инсценировку или спектакль.
Только испытав реальность переживаемых чувств, дети могут искренне сыграть ту или иную роль. Для них важно находиться в своём естественном состоянии, когда в процессе игровой деятельности они получают настоящие эмоциональные переживания.
Безусловно, ребёнок с нарушением зрения вынужден приобретать стереотипы поведения, мимической и двигательной выразительности в процессе целенаправленного обучения, так как не может овладеть ими самостоятельно, как его нормально видящий сверстник – подражая взрослым. Замедленность восприятия, фрагментарность и неточность его образов затрудняет самостоятельное овладение детьми с нарушениями зрения новыми формами поведения. Обучение детей правильным стереотипам поведения и общения опирается на усвоение детьми в игре системы характеристик и отношений героев, позволяющих детям ориентироваться в правильности своего поведения (волк – плохой и злой, Емеля – ленивый, Машенька – добрая и пр.)
Постепенно углубляя представления, нужно вовлекать детей в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. В игре – драматизации одним из непременных атрибутов является ширма, за которой разворачивается основное действие детей. Каждый ребёнок перевоплощается в свой персонаж, меняется выражение лица, позы, характер движений…
Ребёнок пятого года жизни ещё не может самостоятельно оценить свои возможности. Именно поэтому каждый малыш готов к исполнению главной роли.
Для того, чтобы не возникало споров, следует определённым образом выстраивать работу над сюжетом. Можно выбрать несколько исполнителей одной роли. Так, может быть два колобка, две мышки – этот приём очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты можно обыгрывать по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли его, причём в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определённого времени.
Содержанием театрализованных игр является литературный опыт, впечатления от просмотра мультипликационных фильмов, (например, сюжеты сказок, хорошо знакомых детям: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Кот, петух и лиса», комбинирование событий из разных мультфильмов или сказок, непосредственный опыт ребёнка. Для инсценирования в средней группе можно использовать сказки: «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лиса и волк», «У страха глаза велики», «Два жадных медвежонка», «Рукавичка» и др.
Посредством организации театрализованной деятельности, у детей формируются нравственные качества :
• Способность к сопережеванию и сочувствию
• Чувство ответственности за свои поступки
• Гуманное и доброжелательное отношение
• Умение распознавать добро и зло
• Общечеловеческие качества : порядочность, честность, трудолюбие, заботливость, уважение и др.
Использованная литература:
1. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников»
2. Т. Доронова «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет»
3. М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду»
4. Р. С. Буре «Когда обучение воспитывает»
5. А. Лопатина «Нравственное воспитание дошкольников»
6. И Г. Корнилова «Игра и творчество в развитии общения дошкольников с нарушением зрения»
7. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»