Любовь Климович
Воспитание нравственных качеств у детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание нравственных качеств у детей 4-5 лет с нарушением зрения посредством организации театрализованной деятельности.
Климович Л. М., воспитатель группы
компенсирующей направленности для детей с НЗ
МБДОУ д/с №6
«Обращайте внимание не столько на истребление недостатков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовью: будет любовь, не будет пороков»
В. Г. Белинский
Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей 4–5 лет с нарушением зрения посредством театрализованной деятельности (1 часть)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Нравственность – русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в 18 столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Нравственность- есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличии от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность- есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.
Нравственные (моральные ценности)- это то, что ещё древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали осложняют пути личностного самоопределения ребёнка. Именно поэтому перед дошкольным воспитанием встаёт проблема оказания помощи ребёнку в определении границ добра и зла, проблема нравственного воспитания детей.
Нравственное воспитание дошкольников направляет сознание ребёнка к идеалам добра через изучение произведений литературы нравственного содержания и глубокое проживание каждой темы с помощью творческих заданий, театральных сценок, драматизации сказок.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность.
Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Театрализованная деятельность, являясь одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании помогает развить в детях такие способности и сформировать нравственные качества.
С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
«В процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки»- Б. М. Теплов
Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
«А исполнение роли ребёнком становится средством нравственного воспитания, так как в процессе действия он не только знакомится с нормами морально ценного поведения, овладевает ими, но и присваивает себе поступки, соответствующие доброжелательному отношению к людям, проявлению честности, настойчивости и пр.»- Р. С. Буре.
В нашей группе созданы все необходимые условия для занятий театрализованной деятельностью. Оборудован театральный уголок, который содержит различные виды театров : «Пальчиковый театр», «Театр на фланелеграфе», «Театр картинок», «Театр масок», «Варежковый театр», «Кукольный», «Вязаный» и др.
Для игр-драматизаций имеются костюмы, маски, декорации. Создана картотека этюдов.
В своей работе мы используем режиссёрские игры и игры – драматизации. К режиссёрским играм относится настольный театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей. В настольном театре традиционно используется театр игрушки, театр картинок. К стендовым видам театра относятся стенд-книжка, театр на фланелеграфе.
Игры-драматизации основаны на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечёткостью, фрагментарностью, вербализмом знаний.
Однако включение детей в доступную им на данном возрастном этапе игровую деятельность позволяет обогатить их представления о мире вещей и мире людей, систематизировать эмоциональный и социальный опыт общения в творческом взаимодействии со взрослым и сверстниками.
Театрализованная деятельность включает в себя следующие этапы:
• Выбор произведения, чтение и обсуждение его с детьми.
• Работа над этюдами
• Работа над техникой речи
• Обсуждение и проигрывание проблемных ситуаций.
• Театрализованные игры детей.
Для дошкольников с нарушением зрения сценарий проведения игры следует усовершенствовать. Необходимо включить предварительный этап, на котором проводится ознакомление детей со специфическим видом кукол и апробация небольших индивидуальных и групповых этюдов, направленных на овладение механизмом кукловождения и синхронного эмоционального голосового оформления действий куклы. Эти этюды проводятся на протяжении всего учебного года на усмотрение музыкального руководителя. Во время каждого этюда можно дать установку на любой характер персонажа – грустный зайчик, сердитая кукла и т. д.
Большое внимание в драматизации уделяется движениям, жестам, речи. Поэтому начинать работу надо с этюдов, а именно, с мимических этюдов с выразительными жестами – соответствующих эмоциональному состоянию того или иного персонажа.
Специальное обучение связано с низкими подражательными возможностями детей с нарушением зрения, которым требуется больше времени и усилий для восприятия, усвоения, запоминания и воспроизведения полученных знаний, чем их нормально видящим сверстникам.
В 4-5 лет театрализованная игра занимает важное место в жизни детей.
В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый. Дети любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку. Несомненно, сказка должна нести смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая сказка, театрализованное занятие несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг другу, смело бороться со злом, не быть лентяем – уметь трудиться и т. д.
Продолжение в следующем блоге