Анна Ходеева
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: одной из главных задач современного дошкольного воспитания является формирование творчески активной, гармоничной личности. И театральное искусство, и театральные игры способны оказывать огромное влияние на процесс воспитания. Всем известно, что игра – основной вид деятельности дошкольников, а организованные театральные игры способны решать многие задачи, которые ставит для себя педагог, чтобы воспитать художественные, эстетические и нравственные качества у ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством театрализованной игры» размещена в разделах
Ключевые слова: театрализованная игра, воспитание, нравственность, доброта, внутренний мир, социализация, драматизация, эмпатия.
Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.
Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр : они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
В качестве театрально – игровой деятельности детям можно предложить кукольный театр, игры – драматизации, настольный пальчиковый театр и другие представления.
Основные направления театрализованных игр в дошкольном возрасте заключается в постепенном переходе ребенка от индивидуальной игры к групповой, где исполняют роли 3 и более человек; от театрализованных постановок под наблюдением взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от имитации действий литературных персонажей к осознанию собственных эмоций.
Театральные игры для детей обладают рядом полезных качеств :
• они способны увлечь ребенка добром, раздвинуть для него рамки постижения мира, привить ему умение слышать окружающих, желание делиться своими мыслями, развиваться и творить;
• игровые тренинги, как правило, способны развить у детей психические процессы — воображение, речь, внимание, память, интеллект, являющиеся, основополагающими компонентами актерской деятельности;
• театральные беседы и игры способны реализовать у детей потребности и индивидуальные возможности в развитии и самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал;
• они способны развивать у детей познавательные интересы;
• данные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности;
Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей. Выступление перед зрителями формируют уверенность в себе. Педагогу необходимо научить детей понимать состояние другого человека, уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща.
Вторая задача формировать речевую культуру речи. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом, улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Третьей, не менее значимой задачей является – заложить основы театральной культуры. На театральных занятиях детей знакомят с терминологией и элементарными понятиями, театрального искусства, воспитывают культуру поведения в театре, расширяют знания детей о театре.
В процессе развития нравственных качеств детей дошкольного возраста важным аспектом является совместная работа педагога и семьи. В совместной театрально-игровой деятельности все равны: ребенок. Педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь – это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне «глаза в глаза». В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.
С помощью театральной деятельности можно сделать жизнь детей интереснее и содержательней, наполнив ее ярким впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях, дети смогут использовать в повседневной жизни.