Ольга Трандина
Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани
структурное подразделение, реализующее программы
дошкольного образования – «Детский сад»,
расположенное по адресу: ул. Комарова, д. 12-А
Методическая разработка (из опыта работы) на тему: «Воспитание духовно- нравственных ценностей дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре, методом проектной деятельности».
Подготовил:
воспитатель первой
квалификационной категории
Трандина О. П.
Публикация «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
г. Сызрань, 2015г
С чего начинается Родина?
Как в песне поется: «. с картинки в твоем букваре». А с чего начинается Родина для маленького ребенка? Вот на этот вопрос я и хочу сегодня найти ответ.
Воспитание у детей нравственных, духовных и патриотических чувств. Здесь не обойтись без собственного глубокого чувства, искренностью которого можно поделиться с детьми, обращая их внимание на красоту родной природы, воспитывая интерес к познанию истории своей отчизны, приобщая к традициям русской народной культуры. Это огромное чувство любви к Родине взрослый не сможет пробудить в ребенке, если сам не считает себя патриотом. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Опыт показывает, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Заложить основы духовно-нравственной личности, приобщить детей к наследию русской культуры мне помогают современные технологии, такие, как технология проектной деятельности,информационно-коммуникативная технология, технология ТРИЗ, личностно-ориентируемая технология и многие другие. Используя метод проектной деятельноси, как более востребованные и современные метода работы, мной был разработан и успешно реализуется долгосрочный проект на тему : «Вместе с куклой я расту», главной целью которого является формирование у детей духовно-нравственных чувств. Красной нитью проекта проходит знакомство детей с русской культурой и промыслом, проходит через историю возникновения народной куклы, ее особенностью и предназначением.
Ведь именно кукла является самой древней и наиболее популярной игрушкой. Эта игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир».Учитывая то, что игра для ребенка является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, то можно смело утверждать, что играя с куклой ребенок имитирует поведения того или иного человека, как бы апробируя новые способы взаимодействия, приобретая навыки коммуникации. Другими словами, кукла является своеобразным образцом для подражания, служит проводником социальных и нравственных норм между поколениями. Она несет в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, о смысле жизни и предназначении.
Что же послужило актуальность моего проекта : Анализ современного рынка игрушек показывает, что на прилавках детских магазинов невозможно увидеть народную игрушку. Нельзя сказать, что спрос на народную игрушку отсутствует. Он есть, его удовлетворяют магазины народного творчества. Но, к сожалению, не в таком объеме, как раньше, когда производили их в семьях, мастерство передавали из поколения в поколение. Возрождением народной куклы в настоящее время увлеченно занимаются народные мастера, художники, искусствоведы. А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи, такие как:
1. Обогащать знания детей о народных куклах, истории их возникновения, видов кукол.
2. Знакомить детей через народную куклу с жизнеустройством быта и мировосприятием наших предков, тем самым приобщая дошкольников к истоком русской народной культуры
3. Нацеливать детей на созидательную и творческую деятельность.
я приступила к реализации проекта : «Вместе с куклой я расту», который состоит из трех этапов:
На первом ориентировочном этапе:
-тщательно изучила исторический, краеведческий и культурологический материал, провела аналитический обзор методической литературы по данной тематики;
- на основе полученных знаний опубликовала статью в чешском журнале «Социосфера» на тему: «Народная кукла и ее роль в развитии личности детей дошкольного возраста»
- анализировала предметно-развивающую среду в группе;
- выявила первоначальные знания детей об истории возникновении куклы и ее изготовления.
На втором моделирующем этапе:
- создала творческую группу взрослых и детей;
- ознакомила с проектной идеей;
- составила план совместного детско-родительского проекта на тему : «Вместе с куклой я расту»
На третьем деятельном этапе
- знакомила родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению детей с национальной культурой посредством ознакомления детей с народными куклами;
- привлекала родителей и детей к изготовлению народной куклы через работу детско-родительского клуба «Ласковые ладошки», где на встречах дети в сотворчестве с родителями изготавливали народные куклы из бересты, материи, и других материалов;
- содействовала возрождению лучших традиций, семейного воспитания и
закреплению связей между членами семьи разных поколений.
- вызвала интерес к показу мастер- класса, проведенный сотрудником Краеведческого музея на тему: «Куколки из лоскутков»
- организовала создание мини-музея кукол.
Оригинальностью своего проекта я считаю обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
* Создание мини-музея кукол, где собрана обширная коллекция национальных и народных кукол, который постоянно пополняется новыми экспонатами.
* периодически проводятся выставки для детей и родителей «Народная игрушка своими руками», где ребята в творческой мастерской в сотворчесве со взрослыми мастерят игрушки из различных материалов;
* ведется активное сотрудничество с Краеведческим музеем, где экскурсоводы рассказывают о русском быте, о семейных традициях, знакомят с предметами народной культуры, что способствует возрождению культурно-исторических ценностей нашего народа;
* собран обширный методический материал: мини – библиотека:
- детские книги, знакомящие с культурой русского народа : сказки, загадки, потешки, прибаутки; конспекты образовательной деятельности по данной тематики, игротека словесных, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Чтобы интерес у ребят к народной кукле не угас, использую игровые методы и формы работы с детьми, которые включают в себя: словесные и дидактические игры, такие как: «Доскажи словечко», Наряди куклу», Расскажу о своей кукле»,; календарные тематические праздники и развлечения: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица); подвижные народные и хороводные игры : «На горе-то калина.», «
Также неотемленной формой работы с детьми является образовательная деятельность.
Я хочу, уважаемые коллеги предоставить вашему вниманию презентацию видео фрагмента образовательной деятельности, нацеленной на формирования у детей духовно-нравственных чувств через знакомство детей с народной куклой.
Обобщение: Так с чего начинается Родина для маленького ребенка? С нежных маминых рук, ее ласковой улыбки, колыбельной песни и конечно же с любимой игрушки.
Литература:
Бойко С. // Игрушки во все времена: археологические раскопки / Домашнее воспитание. -2001. -№4. –С. 55-59.
Бойко С. // Очерки по истории игрушки / Домашнее воспитание. -2011 - №1. – С. 52-55.
Киселева Г. З. // Нравственно-эстетическое воспитание детей 5-7 лет средствами детской игрушки; Башкирский гос. пед. унт. – Уфа, 2001. – 21с.
Князева О. Л., М. Д. Маханева // Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа: Учебно-методическое пособие: : рек. М-вом общего и прод. Образования РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. - Спб. : Детство-Пресс, 2000.
Куликовская И. Э. //Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. –М. :Педагогическое общество России, 2002. -224с.
Л. Ф. Островская; под ред. В. М. Изгаршевой // Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса: книга для воспитателя и заведующего детским садом: из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы.. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1987. -175 с. :ил.
Российская педагогическая энциклопедия/ гл. ред. В. В. Давыдов // Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // М. :БРЭ, 1993. – С. 338-342.