Получи документы

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле

Ольга Трандина
Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле
▼ Скачать + Заказать документы

ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани

структурное подразделение, реализующее программы

дошкольного образования – «Детский сад»,

расположенное по адресу: ул. Комарова, д. 12-А

Методическая разработка (из опыта работы) на тему: «Воспитание духовно- нравственных ценностей дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре, методом проектной деятельности».

Подготовил:

воспитатель первой

квалификационной категории

Трандина О. П.

Публикация «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле» размещена в разделах

г. Сызрань, 2015г

С чего начинается Родина?

Как в песне поется: «. с картинки в твоем букваре». А с чего начинается Родина для маленького ребенка? Вот на этот вопрос я и хочу сегодня найти ответ.

Воспитание у детей нравственных, духовных и патриотических чувств. Здесь не обойтись без собственного глубокого чувства, искренностью которого можно поделиться с детьми, обращая их внимание на красоту родной природы, воспитывая интерес к познанию истории своей отчизны, приобщая к традициям русской народной культуры. Это огромное чувство любви к Родине взрослый не сможет пробудить в ребенке, если сам не считает себя патриотом. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Опыт показывает, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Заложить основы духовно-нравственной личности, приобщить детей к наследию русской культуры мне помогают современные технологии, такие, как технология проектной деятельности,информационно-коммуникативная технология, технология ТРИЗ, личностно-ориентируемая технология и многие другие. Используя метод проектной деятельноси, как более востребованные и современные метода работы, мной был разработан и успешно реализуется долгосрочный проект на тему : «Вместе с куклой я расту», главной целью которого является формирование у детей духовно-нравственных чувств. Красной нитью проекта проходит знакомство детей с русской культурой и промыслом, проходит через историю возникновения народной куклы, ее особенностью и предназначением.

Ведь именно кукла является самой древней и наиболее популярной игрушкой. Эта игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир».Учитывая то, что игра для ребенка является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, то можно смело утверждать, что играя с куклой ребенок имитирует поведения того или иного человека, как бы апробируя новые способы взаимодействия, приобретая навыки коммуникации. Другими словами, кукла является своеобразным образцом для подражания, служит проводником социальных и нравственных норм между поколениями. Она несет в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, о смысле жизни и предназначении.

Что же послужило актуальность моего проекта : Анализ современного рынка игрушек показывает, что на прилавках детских магазинов невозможно увидеть народную игрушку. Нельзя сказать, что спрос на народную игрушку отсутствует. Он есть, его удовлетворяют магазины народного творчества. Но, к сожалению, не в таком объеме, как раньше, когда производили их в семьях, мастерство передавали из поколения в поколение. Возрождением народной куклы в настоящее время увлеченно занимаются народные мастера, художники, искусствоведы. А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи, такие как:

1. Обогащать знания детей о народных куклах, истории их возникновения, видов кукол.

2. Знакомить детей через народную куклу с жизнеустройством быта и мировосприятием наших предков, тем самым приобщая дошкольников к истоком русской народной культуры

3. Нацеливать детей на созидательную и творческую деятельность.

я приступила к реализации проекта : «Вместе с куклой я расту», который состоит из трех этапов:

На первом ориентировочном этапе:

-тщательно изучила исторический, краеведческий и культурологический материал, провела аналитический обзор методической литературы по данной тематики;

- на основе полученных знаний опубликовала статью в чешском журнале «Социосфера» на тему: «Народная кукла и ее роль в развитии личности детей дошкольного возраста»

- анализировала предметно-развивающую среду в группе;

- выявила первоначальные знания детей об истории возникновении куклы и ее изготовления.

На втором моделирующем этапе:

- создала творческую группу взрослых и детей;

- ознакомила с проектной идеей;

- составила план совместного детско-родительского проекта на тему : «Вместе с куклой я расту»

На третьем деятельном этапе

- знакомила родителей воспитанников со спецификой работы по ознакомлению детей с национальной культурой посредством ознакомления детей с народными куклами;

- привлекала родителей и детей к изготовлению народной куклы через работу детско-родительского клуба «Ласковые ладошки», где на встречах дети в сотворчестве с родителями изготавливали народные куклы из бересты, материи, и других материалов;

- содействовала возрождению лучших традиций, семейного воспитания и

закреплению связей между членами семьи разных поколений.

- вызвала интерес к показу мастер- класса, проведенный сотрудником Краеведческого музея на тему: «Куколки из лоскутков»

- организовала создание мини-музея кукол.

Оригинальностью своего проекта я считаю обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

* Создание мини-музея кукол, где собрана обширная коллекция национальных и народных кукол, который постоянно пополняется новыми экспонатами.

* периодически проводятся выставки для детей и родителей «Народная игрушка своими руками», где ребята в творческой мастерской в сотворчесве со взрослыми мастерят игрушки из различных материалов;

* ведется активное сотрудничество с Краеведческим музеем, где экскурсоводы рассказывают о русском быте, о семейных традициях, знакомят с предметами народной культуры, что способствует возрождению культурно-исторических ценностей нашего народа;

* собран обширный методический материал: мини – библиотека:

- детские книги, знакомящие с культурой русского народа : сказки, загадки, потешки, прибаутки; конспекты образовательной деятельности по данной тематики, игротека словесных, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Чтобы интерес у ребят к народной кукле не угас, использую игровые методы и формы работы с детьми, которые включают в себя: словесные и дидактические игры, такие как: «Доскажи словечко», Наряди куклу», Расскажу о своей кукле»,; календарные тематические праздники и развлечения: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица); подвижные народные и хороводные игры : «На горе-то калина.», «

Также неотемленной формой работы с детьми является образовательная деятельность.

Я хочу, уважаемые коллеги предоставить вашему вниманию презентацию видео фрагмента образовательной деятельности, нацеленной на формирования у детей духовно-нравственных чувств через знакомство детей с народной куклой.

Обобщение: Так с чего начинается Родина для маленького ребенка? С нежных маминых рук, ее ласковой улыбки, колыбельной песни и конечно же с любимой игрушки.

Литература:

Бойко С. // Игрушки во все времена: археологические раскопки / Домашнее воспитание. -2001. -№4. –С. 55-59.

Бойко С. // Очерки по истории игрушки / Домашнее воспитание. -2011 - №1. – С. 52-55.

Киселева Г. З. // Нравственно-эстетическое воспитание детей 5-7 лет средствами детской игрушки; Башкирский гос. пед. унт. – Уфа, 2001. – 21с.

Князева О. Л., М. Д. Маханева // Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа: Учебно-методическое пособие: : рек. М-вом общего и прод. Образования РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. - Спб. : Детство-Пресс, 2000.

Куликовская И. Э. //Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. –М. :Педагогическое общество России, 2002. -224с.

Л. Ф. Островская; под ред. В. М. Изгаршевой // Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса: книга для воспитателя и заведующего детским садом: из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы.. – 2-е изд., перераб. И доп. – М. : Просвещение, 1987. -175 с. :ил.

Российская педагогическая энциклопедия/ гл. ред. В. В. Давыдов // Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // М. :БРЭ, 1993. – С. 338-342.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери» Автор: Кокина Галина Владимировна Организация: МБДОУ детский сад №65 Населенный пункт: Нижегородская область, город Нижний Новгород. Правильное.

Сохранение духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста Утверждено решением педсовета Протокол № от ___ 2014 г. Председатель педсовета ___ Кутепова О. П. Модифицированная (авторизованная).

Формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность Доклад на педагогическом совете ДОУ с мультимедийной презентациейВ Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается,.

Формирование социальной компетентности старших дошкольников через проектную деятельность Статья. Формирование социальной компетентности старших дошкольников через проектную деятельность. Сегодня одной из ведущих особенностей.

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность Цель:Познакомить педагогов с экспериментированием и проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через дидактические игры Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание.

Расширение представлений дошкольников о родном городе через изучение ими семейных традиций и ценностей Воспитание любви к Родине, к родному городу невозможно без формирования семейных ценностей. Семья – это первый социальный институт, с которым.

Создание условий для развития творческих способностей, через проектную деятельность в группе На основе диагностики и изучения методической литературы, познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений,.

Воспитание нравственных основ через приобщение к национальной культуре в рамках закона РТ «О государственных языках РТ» Основной целью и задачей – это приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет.

Опыт работы «Эколого-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность» Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно- правильного отношения к природе, воспитание экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле
Опубликовано: 18 августа 2015 в 19:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Трандина (УИ 274895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД