МААМ-картинки

Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу

Ольга Леонова
Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу
▼ Скачать + Заказать документы

Леонова О. А. учитель – логопед

высшей квалификационной категории, МКДОУ «Детский сад № 88 комбинированного вида» г. Новосибирск, 2018г.

Внедрение элементов технологии Сенсорной комнаты в коррекционнологопедическую работу.

Публикация «Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу» размещена в разделах

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату

Одной из самых серьезных проблем в работе логопеда является избирательные нарушения речевой системы, тяжёлые нарушения речи у детей, которые обусловлены органическим поражением мозга.

Такие дети отличаются резким снижением работоспособности, они, как правило, неактивны или малоактивны, недостаточно сосредоточены, очень сложно овладевают учебным материалом и требуют специальных педагогических воздействий.

За многолетний практический опыт работы 17 лет, из них 13,5 лет в ГБУЗ НСО «Куйбышевский специализированный дом ребёнка», с 2007 по 2014г. практическая работа в малой сенсорной комнате. Изучение и внедрение технологии малой сенсорной комнаты в коррекционно - логопедический процесс, позволила в дальнейшей работе МКДОУ «Детский сад №88» г. Новосибирска с детьми старшего дошкольного возраста с 2014 по 2018 г. усовершенствовать применение элементов оборудования сенсорной комнаты. Опираясь на рекомендации и труды ведущих педагогов дефектологов С. А. Мироновой, Е. Ф. Архиповой, Н. В. Нищевой, Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical М. 2001г, сделала вывод, что одной из центральных задач в нашей работе - это поиск путей эффективного обучения НОД.

Главная цель нашей работы - развитие речи и создание благоприятных условий для индивидуального развития каждого ребёнка с использованием технологии Сенсорной комнаты.

Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с педагогами учреждения, родителями детей, так и непосредственно с детьми.

Для достижения этой цели стараюсь реализовать следующие задачи:

1. Определение структуры интеллектуального и речевого дефекта.

2. Нормализация психоэмоционального состояния.

3. Развитие слухового и зрительного восприятия.

4. Развитие дыхательных и голосовых функций.

5. Совершенствование общей и мелкой моторики

6. Формирование сенсомоторного механизма речи с использованием массажа и пассивно - активной гимнастики мимических мышц и артикуляционного аппарата.

7. Совершенствование лексико - грамматического строя речи.

На всех этапах коррекционной работы я полагаюсь на принцип комплексного воздействия. Одним из современных методов коррекции нарушений психоречевого развития у детей является использование концепции Сенсорной комнаты. С. к. - это многофункциональный комплекс, использование которого способно значительно оптимизировать развитие ребенка по всем логопедическим направлениям. Оборудование сенсорной комнаты содержит мощный развивающий, профилактический и коррекционный потенциал.

В нашем ДОУ в практике логопедической работы, оборудование «сенсорной комнаты» используется с 2014 года. Как правило, традиционно организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению подгрупповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Дети часто занимаются, потому что «так надо», т. е. у них проявляются внешние мотивы, не связанные с усваиваемым материалом. Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребёнка. Одной из новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, является проведение логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Мы интегрировали элементы оборудование сенсорной комнаты в пространство логопедического кабинета. Провели зонирование в логопедическом кабинете: центр психоэмоционального комфорта (пузырьковая колонна, пучок фиброоптических волокон, мягкий релаксациооный диван, настенная звукосветовая панель, световой стол для игр с песком, мягкие терапевтические маты, сенсорные панели для рук и ног, пальчиковые бассейны и некоторые другие тактильные стимуляторы - Монтессори - материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши); центр познавательной активности (классическое оборудование логопедического кабинета) : логопедический уголок (дидактические игры, кукольный театр, дыхательные тренажеры, небольшие игрушки и муляжи, разрезной алфавит, лото, домино по изученным темам, игрушки шнуровки).

Элементы оборудования С. к. в ходе логопедического занятия обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребёнком и логопедом, что повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребёнка в атмосферу игры, пробуждает позитивную мотивацию настроенность на активное выполнение той или иной речевой задачи. Игровые занятия проводим на самые разнообразные темы, как непосредственно при изучении, так и при закреплении, для активизации уже имеющихся представлений. Темы игр – занятий разнообразны, например: «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы».

На детей составляем индивидуальную программу реабилитации. В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС ребёнка (активация или релаксация) используем соответствующие функциональные блоки Сенсорной комнаты.

Для снятия психо- эмоционального напряжения используем оборудование релаксационного блока: мягкий диван пуфик, набор дисков релаксационной музыки, профессиональный генератор запахов, зеркальные панели, мягкие терапевтические маты, тактильные дощечки, песочный планшет без освещения.

Для развития коммуникативных навыков и внутренней активности применяем активационный блок, который включает всё оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями (звуко – световая панель, пузырьковая колонна, песочный планшет с подсветкой, светящийся аквариум с рыбками, пучок фибро – оптических волокон.)

Различные виды работы на тренажёрах объединяю каким – либо игровым сказочным сюжетом. Так например, зайчиха учит своих зайчат пробираться незаметно по лесу (водопад из светооптических волокон, сидеть неподвижно и неслышно в домике (мягкие терапевтические маты, согреть тёплым огоньком от костра зайчат (интерактивная звуко - световая панель…

Мы отметили, что внедрение технологии Сенсорной комнаты (зонирование логопедического кабинета) позволяет с лёгкостью переключать детей с одного вида деятельности на другой, усиливает развитие познавательного интереса и влияет на гармоничное развитие личности наших детей.

Список литературы

1. Сборник статей и методических рекомендаций «Сенсорные комнаты СНУЗЛИН» Reh+medical М. 2001г.

2. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате М. 2010

3. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении М. 2006.

4.. Крупенчук О. И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 .

5.. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Под общ. ред. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. -352с.

6. Леонова О. А. «Внедрение технологии сенсорной комнаты в коррекционно – логопедическую работу», Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, г. Новосибирск, 22-23 марта 2011г, том 2, с. 176 - 180.

7. Леонова О. А. «Путешествие в сказочную страну ребят - снегурят». – Москва; Журнал «Дошкольное воспитание» - 2010. - № 12, с. 63-65. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».

8. Леонова О. А. Использование оборудования в коррекционной работе. – Москва: журнал «Ребенок в детском саду», № 1, 2011г., с. 70- 72.

9. Леонова О. А. «Путешествие в сказочную страну ребят - снегурят» / Дошкольная педагогика. – 2011.- № 2

10. Леонова О. А. Консультация для родителей и педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»- Санкт – Петербург: журнал «Дошкольная педагогика», 2016.- № 6, с. 18 - 20, ООО «Издательство «Детство – пресс».

Публикации по теме:

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗИспользование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты Выступление педагога-психолога на семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений Заведующая детским садом №8 "Казачка" Алисова (Епифанова) Наталья Владимировна, занимающая свою должность с 1978 года, впервые в Апшеронском.

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями.

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты Цель: создание условий для снятия состояния эмоционального дискомфорта. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Способствовать.

Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для подростков «Я — уникальный!» Сценарий коррекционно-развивающего занятия в условиях сенсорной комнаты для младших подростков «Я – уникальный!» Цель: содействие процессу.

Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей»Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей» Семинар - практикум для педагогов Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей. Инструктор по физической.

Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельностьВнедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии.

Внедрение новых технологий в работу с младшими дошкольникамиВнедрение новых технологий в работу с младшими дошкольниками Внедрение обновленного содержания нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательного процесса работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу
Опубликовано: 12 апреля 2018 в 07:58
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение элементов технологии сенсорной комнаты в коррекционно-логопедическую работу» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Леонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД