Елена Русина
Семинар-практикум для педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар - практикум для педагогов
Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу
по физическому развитию детей.
Инструктор по физической культуре Лира Е. Ю.
Цель: Обучение педагогов применению и использованию в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
• сохранять, поддерживать и обогащать здоровье детей, педагогов и родителей;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Внедрение здоровьесберегающих технологий в работу по физическому развитию детей“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• обеспечивать высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье;
• поддерживать и охранять здоровье, валеологическую компетентность, позволяющую педагогу самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения дошкольников, а также задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.
1. Информационная справка о здоровьесберегающих технологиях.
Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Проблема
К сожалению, в последние десятилетия, по данным исследований, лишь 18 – 20% детей рождаются здоровыми, а у 30% новорожденных наблюдаются генетические отклонения, высокий уровень хронических и респираторных заболеваний. Среди причин, приведших к этому, специалисты называют плохую экологию, некачественные продукты питания и т. д. Многие современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Для решения данной проблемы необходимо поставила цель – сохранение и укрепление здоровьявоспитанников путём создания здоровьесберегающей среды в детском саду.
Одним из средств решения данной проблемы становятся здоровьесберегающие педагогические технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Технологии бывают :
• Здоровьесберегающие –это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания.
Оздоровительные – физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
• Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
• Воспитание культуры здоровья – занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, конкурс, викторины и т. д.
Современные здоровьесберегающие технологии.
1. Стретчинг – рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
2. Ритмопластика – обращать внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки.
3. Динамические паузы – рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомляемости. Могут включать элементы гимнастики для глаз, дыхательной и другие в зависимости от вида занятия.
4. Подвижные и спортивные игры.
5. Релаксация – можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.
6. Гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая; ортопедическая (рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы)
7. Массаж, самомассаж
Десять золотых правил здоровьесбережения
• Соблюдайте режим дня.
• Обращайте внимание на питание.
• Больше двигайтесь.
• Спите в прохладной комнате.
• Не гасите в себе гнев, давайте ему вырваться наружу.
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.
• Гоните прочь уныние и хандру.
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
• Желайте себе и окружающим только добра
• Утренняя гимнастика
– важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. Мой опыт работы показал, что детям нравится проведение утренней гимнастики в нетрадиционных формах (сюжетные, использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов, подвижных игр с разными уровнями подвижности).
• Дыхательная гимнастика
заключается в коротком и резком вдохе носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физическую реакцию организма, обеспечивающую необыкновенно широкий спектр позитивного воздействия.
Подвижная игра при заболевании органов дыхания.
«Поезд с арбузами»
(для детей 5 – 7 лет)
Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Педагог стоит за кругом. Дети перебрасывают друг другу мяч по очереди, а затем кидают его педагогу – это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу – чу – чу, поезд движется». Через 2 – 3 мин «поезд останавливается», дети произносят: «Ш – ш – ш». После этого начинается «выгрузка арбузов» - те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш – ш – ш «губы складываются в трубочку.
Ожидаемые результаты: улучшение функции дыхания; укрепление мышц рук; пояса верхних конечностей, грудной клетки.
• Пальчиковая гимнастика
проводится с младшего возраста. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами и проблемами с развития мелкой моторики рук. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Проводится в любое удобное время, а также во время занятий, после гимнастик, праздников. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащаютвнутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на память, мышление.
• Коррекционные движения для стоп
помогают формированию и укреплению сводов стоп.
• Ежедневно после сна педагоги проводят гимнастику пробуждения. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дорожкам, применение дыхательных упражнений, которые нормализуют деятельность сердечно – сосудистой системы, тренируют навыки правильного дыхания.
• Закаливание
является эффективным методом укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма к заболеваниям.
• Физкультурные минутки и динамические паузы применяются для предупреждения нарушения осанки, физического утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения массажными мячами, ручными эспандерами, в зависимости от вида занятия.
• Гимнастика для глаз
проходит в течение 3 – 5 минут, во время занятий, после утренней гимнастики, на спортивных праздниках - чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика для глаз
«Самолет»
1. И. п. : сидя, скрестив ноги. Смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом (сопровождение глазами).
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
2. И. п. : тоже. Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, тоже в левую сторону.
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел,
Поглядел.
3. И. п. : тоже. Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
4. И. п. : о. с. Встать на носочки и выполнить летательные движения.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу.
5. И. п. : о. с. Крепко зажмурить глаза на 5с, открыть (повторить 8 – 10 раз)
6. И. п. : о. с. Быстро моргать глазами 1 -2 мин.
«Дождик»
1. И. п. : сидя, ноги скрестить «по – турецки».
Капля первая упала – кап!
Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.
И вторая прибежала – кап!
То же проделать другой рукой.
2. И. п. : Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.
Мы на небо посмотрели,
Капельки «кап – кап» запели,
Намочились лица.
3. И. п. : то же. Вытереть лицо руками, встать, на ноги.
Мы их вытирали.
4. И. п. : о. с. Показать руками, посмотреть вниз.
Туфли, посмотрите, мокрыми стали.
5. И. п. : о. с. Поднять и опустить плечи.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
6. И. п. : о. с. Бег на месте (повторить 3 – 4 раза).
От дождя убежим.
7. И. п. : о. с. Приседания.
Под кусточком посидим.
• В целях профилактики простудных заболеваний во время физкультурных занятий, утренней гимнастики на праздниках можно использовать игровой массаж и самомассаж Систематическое использование самомассажа в различных формах физкультурно-оздоровительной работы служит основой для закаливания и оздоровления детского организма. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью.
Массаж спины
«Маляр»
(1) Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать!
1 - ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх - вниз
(2) Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
2 - на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём»,как метлой, ладонью и пальцами
(3) Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать!
3 - нажимаем указательным пальцем – «колем»
(4) Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать!
4 - круговые движения по спине
(5) Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
5 - растирание ребром ладони – «пилим»
(6) Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать!
6 - скользящие движения ребром ладони – «косим»
(7) А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть!
7 - пальцами постукиваем ритм мелодии
• Релаксация
Для всех возрастных групп использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
Упражнение на релаксацию
«Превращение из семени в дерево»
В далекой стране жил – был один садовник. Он боготворил деревья и каждый год высаживал несколько новых аллей в своем саду. В этом году решил посадить маленький лесок из семян, подаренных ему друзьями. Семена были от разных деревьев (желуди старого дуба, пушинки серебристого тополя, несколько грецких орехов, блестящие каштаны и легкие самолетики клена).
Инструктор выдает участникам по одному семени, предлагает представить себя данным семенем, присесть на пол и сжаться в комочек, зажать свою голову руками.
Садовник очень нежно отнеся к своим семенам. Он регулярно поливал их, удобрял землю, даже разговаривал с ними.
Инструктор ходит между участниками, гладит их, что – то нашептывает, улыбается.
Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали появляться маленькие ростки. (Участники медленно поднимаются)
У ростков раскрываются листочки (участники тянут руки вверх, появляются веточки с бутонами (сжимают кулаки, наконец бутоны лопаются (разжимают кулаки, и маленький росток превращается в крепкое молодое дерево.
Весна сменяется жарким летом. Молодые деревья растут, улыбаются и кланяются соседним деревцам, приветствуя их по утрам. (Участники отдают свои «плоды» «садовнику»).
Комплекс оздоровительного массажа
«Медведь просыпается»
1. Зима. Маленькие «медвежата» спят в берлоге, свернувшись калачиком, обняв нижние лапки верхними, лобиками уткнувшись в коленки.
И. п. – лежа на боку в группировке.
2. Пришла весна. Светит яркое солнце. Снег тает. В берлоге становится сыро, неуютно. Медвежата перекатываются с боку на бок, на спине – от головы к хвосту и обратно. Сыро…
Перекаты в группировке с боку на бок, перекаты на спине. Повторить по 4 раза.
3. Надо просыпаться. Медвежата сели, потерли друг о друга ладошки, начали будить пальчики.
Потереть ладонями друг друга 4 – 6 раз. Поочередно циркулярно растирать
пальцы по 4 – 6 раз, растягивать их по оси 1 – 2 раза, провести массаж боковых
поверхностей пальцев 4 – 6 раз, сухое «умывание» рук 1 – 2 раза, круговое
растирание запястий 2 – 4 раза.
4. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок передние лапки. Погладили шерсть на лапах, по тыльной поверхности до плеча. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже. У медведя шерсть длинная, густая. Сначала разглаживаем самый верхний слой. Потом поглубже, уже чуть прикасаемся к коже. А теперь плотно прижимаем ладошки к телу. Постучали слабо сжатым кулачком, чтобы хорошо проснулись лапки.
Провести бесконтактный массаж, ладонное плоскостное поглаживание,
растирание, поколачивание верхних конечностей по ходу энергетических
каналов слабо сжатым кулаком. Все приемы повторить 1 – 2 раза.
5. Вновь потерли друг о друга ладошки, начинаем будить голову. Погладили себя по голове от затылка к темени, от ушей к темени, от лба к темени. Простучали слабо сжатым кулачком по тем же направлениям. Подергали себя за волосики – проверили, крепко ли держится их шерсть, и вновь погладили.
Граблеобразное поглаживание волосистой части головы, прерывистая и
непрерывистая вибрация с потягиванием за волосы. Все приемы повторить
2 – 4 раза.
6. Потерли ладошки и подушечками пальцев легко погладили лоб над бровями снизу вверх. Погладили поверх шерсти. Кожа едва чувствует прикосновение, но остается совершенно гладкой. Ладошками погладили лоб от центра в стороны.
Ладонное плоскостное поглаживание лба по ходу лобной мышцы и лобной
фасции 2 – 4 раза.
7. Потерли ладошки и погладили подушечками пальцев брови от центра в стороны.
Щипцеобразное поглаживание бровей 2 – 4 раза.
8. Пора будить глаза. Шея у медведя не очень хорошо двигается, двигать будем только глазами. Медвежонок увидел первую бабочку, следит за ней. На вдох – глаза вверх, на выдох – глаза вниз, на вдох – вправо, на выдох – влево. Сделали большие круги глазами по часовой стрелке, против нее. Все движения медленные, сочетаются с дыханием. А теперь быстро – быстро и легко поморгали, представили, что веки – это крылья бабочки.
Упражнения для глаз выполнять с максимальной комфортной амплитудой по
1 – 2 раза медленные, 4 – 8 раз быстрые.
9. Медвежата потерли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним, поверх шерсти.
Провести бесконтактный массаж лица 1 – 2 раза.
10. Начинаем будить уши. Уши – очень важный для медведя орган. Медвежата тщательно будят уши. Потерли ладони друг о друга 4 – 6 раз. Подергали обоушка за верхние края вверх, за мочки вниз, за серединку назад по 4 – 6 раз. Большим и указательным пальцами разминаем и гладим завитки ушей по 1 – 2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2 – 4 раза массируем внутреннюю часть ушной раковины. Разогреваем трением ладошки и массируем ушные раковины вперед – назад 2 – 4 раза, при движении вперед заворачиваем ушную раковину. Делаем вилочку из указательного и среднего пальцев и массируем уши снизу вверх 4 – 6 раз.
Самомассаж ушей.
11. Будим шею и надплечья. Потерли ладони друг о друга. Погладили заднюю поверхность шеи, надплечья сверху вниз правой и левой лапками поочередно, размяли шею и надплечья в тех же направлениях по 2 раза.
Ладонное плоскостное поглаживание, разминание задней поверхности шеи,
надплечий.
12. Медвежата славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики, прижали лапки ладошками к груди – вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапки вперед – выдох. Прижали ладошки к груди – вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапки вперед – выдох. Почувствовали, как расправляется спинка, растут медвежата.
Упражнения на растяжение мягких тканей верхних конечностей,
межлопаточной зоны.
13. Пришла очередь просыпаться и задним лапкам. Сели поудобнее, потерли ладони друг о друга и будим пальчики на одной задней лапке: растираем, двигаем каждый пальчик, чтобы он проснулся.
Поочередное циркулярное растирание пальцев ног 4 – 6 раз, растяжение их по
оси 1 – 2 раза, массаж боковых поверхностей пальцев 4 – 6 раз, максимальное
сгибание и разгибание их 1 – 2 раза.
14. Разбудили пальчики, начали приводить в порядок стопы. Погладили подошвы 2 – 4 раза, постучали по ним слабо сжатым кулачком 1 – 2 раза и опять погладили и растерли кулачком в направлении от пальцев к пятке и обратно 2 – 4 раза. Погладили тыльную поверхность стопы от пальцев к голеностопному суставу 2 раза, тщательно растерли ее 2 – 4 раза. Нашли выше пяточки сухожилие, взяли его в щепотку с одной стороны большим пальцем, а с другой - остальными и растерли вверх – вниз 4 – 6 раз. Взяли стопу за пальчики и повращали внутрь и наружу по 4 раза.
Ладонное и гребнеобразное поглаживание, растирание подошвенной стороны стопы, ладонное поглаживание, растирание тыльной и боковых поверхностей стопы, щипцеобразное поглаживание, растирание области ахиллова сухожилия, пассивные движения в голеностопном суставе. Повторить тоже с другой стопы.
15. Рабудили стопы, будим задние лапки. Выпрямили ноги. Похлопали икрами ног по полу, поочередно слегка сгибая колени, 2 – 4 раза. Максимально напрягли мышцы ног, пальцы направлены в
верх. Расслабили ноги. Потерли ладони друг о друга. Погладили колени вокруг надколенников 2 раза, растерли ладонями 2 – 4 раза, слегка погладили надколенники вверх, вниз, в стороны по 1 – 2 раза.
16. Погладили «шерсть на задних лапах», по наружной поверхности – к стопе, по внутренней – к туловищу. Сначала легко гладим, не прикасаясь к коже, по шерсти 1 – 2 раза. Потом поглубже в шерсти, уже чуть прикасаемся к коже 1 – 2 раза. И наконец, плотно прижимаем ладошки к телу. Постучали по ножкам слабо сжатыми кулачками в тех же направлениях 1 – 2 раза. Потянули задние лапки пальцами вперед, теперь – пяточками вперед, а теперь – одну пальцами, а другую пяткой вперед, и наоборот. Вот и готовы лапки бегать, прыгать и играть.
«Медвежата» играют. Разделившись на пары, встают на четвереньки лицом друг к другу. Округляют спину, тянут ее вверх, шипят; прогибают спину, виляют «хвостиками». Выпрямляют ноги, тянут «хвостики» вверх, соревнуясь, кто выше поднимет свой хвост. Поворачивают пятки вправо, пальцы влево, выпрямляют ноги, тянут «хвостики» вверх, рычат; прогибают спину, виляют «хвостиками».Поворачивают пятки влево, пальцы вправо, тянут «хвостики» вверх, рычат; прогибают спину, виляют «хвостиками».
Таким образом, оздоровительные технологии способствуют исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата, укреплению и повышению сопротивляемости организма к заболеваниям. Под влиянием коррекционных упражнений активизируется дыхание, кровообращение, обмен веществ, повышается устойчивость организма к нагрузкам.
Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
План семинара
1. Информационная справка о здоровьесберегающих технологиях.
2. Упражнения на овладение практическими элементами здоровьесберегающих технологий.
3. Рефлексия в различной форме.