Диана Квотченко
История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Заведующая детским садом №8 "Казачка" Алисова (Епифанова) Наталья Владимировна, занимающая свою должность с 1978 года, впервые в Апшеронском районе приняла решение по включению казачьих традиций в процесс воспитания детей дошкольного возраста.
С 1987 года детский сад №8 был базовой площадкой по обучению дошкольников народному творчеству России. В 1990 году коллектив "Казачка" решил изучать культуру, быт, традиции кубанцев, потому что Кубань - наша Родина, и мы должны знать ее.
Публикация «История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений» размещена в разделах
Начало этой работы оказалось не легким : не было пособий и методик, что бы проводить с детьми подобную работу, отсутствовали специалисты - воспитатели. Не все в коллективе положительно встретили эту идею.
"Девчата в коллективе все молодые были, но в отличие от нас подобного образования не имели, а когда стали заниматься казачеством, возраждением его, не сразу поняли ценность и важность подобной работы, почему это надо. Некоторые стеснялись. А что стесняться того, где ты родился и вскормлен? Это твоя Родина. Почему мы должны стесняться говорить о казачестве?" - вспоминает Епифанова Е. В.
Воспитатели ездили по хуторам, станицам, встречались со стариками, собирая по крупицам знания о ремеслах Кубани, рассматривая изделия мастеров и мастериц.
Так научные экспедиции по сбору материала были проведены в станицах Кубанская, Безводная, Самурская, Черниговская, хуторах Малько и Николаенко. Фотографировали казачьи хаты, записывали заговоры, зарисовывали схемы вышивок и плетений, собирая образцы ремесел и систематизируя полученную информацию в альбом. Некоторые альбомы до сих пор хранятся в музеи детского сада. Там же были оформлены две казачьи хаты с кроватями, фотографиями, рушниками, веретеном, прялкой, коромыслом и т. д.
В 1991 году было принято решение направить воспитателя Т. Н. Дмитриенко для повышения квалификации в центр творцества Кубани под руководством В. Г. Захарченко г. Краснодара. Там она научилась художественным ремеслам кубанцев и, вернувшись в детский сад, совместно с заведующей Н. В. Епифановой и методистом В. К. Голубевой оформила "комнату народного творчества". Тут ежедневно собирались воспитатели и учились вышивать крестиком и гладью, вязать из ниток и шнура, плетению из лозы и листьев кукурузных початков. Все достижения воспитателей не остывались пылиться в коробках и на полках, а активно использовались в украшении детского сада.
Обучившись основам, было принято решение создать кружок по обучению детей старших групп и их родителей казачьим ремеслам. На занятиях дети учились вышивать, плести кружива, работать с соломой и глиной. Позже проводились выставки-продажи на городских праздниках и на вырученные деньги закупались ткани и нитки для вышивки.
Так при активном участии детей в группах стали появляться казачьи уголки, был открыт мини-музей казачьей утвари. С работами воспитателей не раз ездили на выставки в город Краснодар. "От нашей выставки вообще не отходили. И столько разных было экспонатов! Особой любовью у зрителей и комиссии пользовались вышивки с юмором, например как казачька гонит казака домой. И вышито все было очень красиво, поэтому никто не сомневался, что мы вернемся с дипломами и грамотами. " - рассказывает Е. В. Епифанова.
Вечерами во время таких занятий воспитатель В. К. Голубева, потомственная казачка, делилась своими воспоминаниями, в частности, о своей семье и о казачьем жизненном укладе. Тут же зазвучали первые казачьи народные песни. Видя все возрастающий интерес к фольклору общем и казачьей песни в частности, заведующая детским садом №8 Е. В. Епифанова обратилась к руководителю Кубанского казачьего хора станицы Кубанской Гвоздеву Николаю Викторовичу с просьбой обучить коллектив детского сада казачьей песни. Сложности были и с мелодической стороны, не все в коллективе пели до этого момента, но куда больше времени было потрачено на овладение кубанским говором. Продолжалось оформление альбомов по Кубанской культуре, где систематизировались песни по жанрам и записывались образцы малых жанров устного и песенного фольклора. Когда первые песни были выучены с детьми, было принято решение о проведении первого "Казачьего круга". Родители сшили всем детям казачью одежду, воспитатели так же пошили себе юбки и кофты. Все расшили и вышили сами, как научились на совместных занятиях. Пригласили Н. В. Гвоздева с его Кубанским казачьим хором станицы Кубанская,руководителей района, РОНО, и этот "Казачий круг" начали гимном детского сада, написанным воспитательницей детского сада №8 Л. Д. Козаковой.
Сложности были как и у всех государственных организаций продвигающих что-то новое, отличное от типичной программы обучения. Не было финансирования. Администрация даже не хотела позволить присвоить детскому саду №8 название "Казачек", что отразило бы суть и внетреннюю жизнь сада. Но коллектив не бросал начатое. И все так же собирался после работы на занятия по декоративному творчеству Кубани с элементами казачьего пения, которые давно стали для них доброй традицией и отрадой после насыщенного рабочего дня. "Казачий круг" проводился два раза в год ежегодно с приглашением на него носителей народной культуры и коллективов района. И в 1997 году после смены власти в администрации района детский сад с гордостью стал носить название "Казачек".
Идет работа по постоянной пропаганде народной культуры в средствах массовой информации: газетах "Вестник Предгорья" и "Апшеронский рабочий", телевизионный канал "Эдельвейс". Дети участвуют на всех городских праздниках с выставками, или песнями. А в 2007 году было профинансирована печать книги "Казачьему роду нема переводу. Метадические рекомендации по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на примере жизни кубанских казаков".