анна дьячкова
Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии. Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребёнка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.
Публикация «Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность» размещена в разделах
Основной и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики, позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счёт нормализации функционирования всей биосистемы ребёнка. Ведь только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, представлений, мелкой и крупной моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность. А без этого будет затруднён процесс обучения в школе, что может существенно сказаться на психологическом здоровье ребёнка.
Основная цель начала работы – сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развития двигательной сферы (крупных и мелких движений) и развитых ВПФ (внимания, памяти, восприятия, речи и мышления, волевых усилий).
В связи с поставленной целью, в работе использованы нейропсихологические и психофизиологические приёмы.
1. Элементы кинезиологической гимнастики. Кинезиотерапия – греч. Kinesis-движение, terapia-лечение. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Основоположником кинезиологии стал американский хиропрактик Джорд Гудхард (1964г.); в России у истоков стояли талантливые врачи: профессоры Коган О. А и Шмидт И. Р. (1990г) Кинезиотерапия базируется на естественной биологической функции организма – движении. Специальные кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Особенно ярко эффективность кинезиологической гимнастики оказалась у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребёнку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей.
Основная цель кинезиологической гимнастики – развитие межполушарного взаимодействия.
Задачи:
развитие мелкой моторики;
развитие комиссур (межполушарных связей);
синхронизация работы полушарий;
развитие способностей;
развитие памяти, внимания;
развитие речи;
развитие мышления.
Кинезиологическая гимнастика представляет собой комплекс упражнений(www.ja-zdorov.ru)
КОМПЛЕКС № 1
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций.
4. Зеркальное рисование. Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
КОМПЛЕКС № 2
1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
КОМПЛЕКС № 3
1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот: Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т. д.».
6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указа тельным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
7. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указа тельным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
8. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
Упражнения проводятся ежедневно по утрам перед занятиями. При этом обстановка должна быть спокойной, поскольку только тогда достигается наибольшее интегрирующее воздействие упражнений.
2. Работа с методическо-практическим комплектом «Волшебные обводилки» (Зегельбарт Г. М., Ильичёва О. С.) направлена, в первую очередь, на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности, точности выполнения движений и т. п.); координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. В основе работы лежит известный принцип копирования графических изображений (Bogdanowicz M.,Зарин А.). Материалы для этого комплекса -56 оригинальных рисунков-образцов. Листы можно располагать вертикально (развешивая на стенах) или горизонтально (на столах или других поверхностях). Дети могут обводить и раскрашивать (заштриховывать) рисунки одной рукой или двумя, сидя или стоя.
Работа по этой программе создаёт важнейшие предпосылки для полноценного овладения навыками письма и чтения, поскольку два этих процесса тесно взаимосвязаны: ребёнку с плохо развитой рукой тяжело не только писать, но и читать. Эти процессы в значительной степени упрощаются на фоне предварительно сформированных и развитых графомоторных умений (плавность движений, степень уверенности и произвольности, ритмичность и точность выполнения; способ удержания карандаша, нажим). Именно они лежат в основе письма и рисования и зависят от зрительно-двигательной координации, зрительного и кинестетического восприятия объектов ребёнком. Принято считать, что для подготовки ребёнка к письму достаточно дать ему возможность просто рисовать. Однако письмо – специфический вид графических действий, связанных с получением именно контурного изображения – букв. И для этого требуется умение уверенно, быстро и с достаточной силой проводить в заданном направлении неотрывные протяжённые линии. Для письма следует развивать в первую очередь именно эти умения. Это становится возможным при выполнении большого количества упражнений, связанных с деятельностью, аналогичной процессу написания букв – воспроизведением именно контурного изображения объекта. Задания на копирование рисунков решают одну из важнейших задач психомоторной коррекции – способствуют развитию ловкости, координации движений, что в свою очередь, приводит к развитию высших психических функций ребёнка. Преимущество предлагаемых упражнений заключается в том, что их без труда смогут выполнять как дошкольники, так и учащиеся начальной школы.
3. Су–Джок терапия (Акименко В. М. «Новые логопедические технологии») – это один из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка. В исследованиях южнокорейского учёного профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребёнка.
Главные достоинства Су-Джок терапии:
• Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.
• Абсолютная безопасность применения. Эта система создана не человеком – он только открыл её, - а самой Природой. В этом её сила и безопасность. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не нанесёт вреда – оно просто неэффективно.
• Метод доступен для каждого человека. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
• Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами.
На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Поэтому, наиболее эффективным способом профилактики и лечения является массаж пальцев, кистей и стоп.
4. Японская методика пальцевого массажа. (Акименко В. М. «Новые логопедические технологии»)
Японский учё ный Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно поднимаются к основанию.
Массаж грецкими орехами:
катать два ореха между ладонями;
один орех прокатывать между пальцами;
удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
Массаж шестигранными карандашами:
пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами; удерживать в определённом положении в правой и левой руке.
Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребёнка сбрасывает возбуждение.
Итоги. Результатом комплексной, систематической, грамотно выстроенной работы с использованием нестандартных приёмов на практике стало : повышение качества обученности детей старшего дошкольного возраста, что является крайне актуальным не только в реализации педагогических задач, но и в рамках преемственности дошкольного и школьного обучения.