МААМ-картинки

Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность (20 фото)

анна дьячкова
Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии. Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребёнка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.

Публикация «Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность» размещена в разделах

Основной и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики, позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счёт нормализации функционирования всей биосистемы ребёнка. Ведь только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, представлений, мелкой и крупной моторики, самоконтроля, работоспособности – всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность. А без этого будет затруднён процесс обучения в школе, что может существенно сказаться на психологическом здоровье ребёнка.

Основная цель начала работы – сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развития двигательной сферы (крупных и мелких движений) и развитых ВПФ (внимания, памяти, восприятия, речи и мышления, волевых усилий).

В связи с поставленной целью, в работе использованы нейропсихологические и психофизиологические приёмы.

1. Элементы кинезиологической гимнастики. Кинезиотерапия – греч. Kinesis-движение, terapia-лечение. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Основоположником кинезиологии стал американский хиропрактик Джорд Гудхард (1964г.); в России у истоков стояли талантливые врачи: профессоры Коган О. А и Шмидт И. Р. (1990г) Кинезиотерапия базируется на естественной биологической функции организма – движении. Специальные кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Особенно ярко эффективность кинезиологической гимнастики оказалась у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребёнку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей.

Основная цель кинезиологической гимнастики – развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи:

развитие мелкой моторики;

развитие комиссур (межполушарных связей);

синхронизация работы полушарий;

развитие способностей;

развитие памяти, внимания;

развитие речи;

развитие мышления.

Кинезиологическая гимнастика представляет собой комплекс упражнений(www.ja-zdorov.ru)

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций.

4. Зеркальное рисование. Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

КОМПЛЕКС № 2

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

КОМПЛЕКС № 3

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот: Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т. д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указа тельным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указа тельным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

8. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

Упражнения проводятся ежедневно по утрам перед занятиями. При этом обстановка должна быть спокойной, поскольку только тогда достигается наибольшее интегрирующее воздействие упражнений.

2. Работа с методическо-практическим комплектом «Волшебные обводилки» (Зегельбарт Г. М., Ильичёва О. С.) направлена, в первую очередь, на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности, точности выполнения движений и т. п.); координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. В основе работы лежит известный принцип копирования графических изображений (Bogdanowicz M.,Зарин А.). Материалы для этого комплекса -56 оригинальных рисунков-образцов. Листы можно располагать вертикально (развешивая на стенах) или горизонтально (на столах или других поверхностях). Дети могут обводить и раскрашивать (заштриховывать) рисунки одной рукой или двумя, сидя или стоя.

Работа по этой программе создаёт важнейшие предпосылки для полноценного овладения навыками письма и чтения, поскольку два этих процесса тесно взаимосвязаны: ребёнку с плохо развитой рукой тяжело не только писать, но и читать. Эти процессы в значительной степени упрощаются на фоне предварительно сформированных и развитых графомоторных умений (плавность движений, степень уверенности и произвольности, ритмичность и точность выполнения; способ удержания карандаша, нажим). Именно они лежат в основе письма и рисования и зависят от зрительно-двигательной координации, зрительного и кинестетического восприятия объектов ребёнком. Принято считать, что для подготовки ребёнка к письму достаточно дать ему возможность просто рисовать. Однако письмо – специфический вид графических действий, связанных с получением именно контурного изображения – букв. И для этого требуется умение уверенно, быстро и с достаточной силой проводить в заданном направлении неотрывные протяжённые линии. Для письма следует развивать в первую очередь именно эти умения. Это становится возможным при выполнении большого количества упражнений, связанных с деятельностью, аналогичной процессу написания букв – воспроизведением именно контурного изображения объекта. Задания на копирование рисунков решают одну из важнейших задач психомоторной коррекции – способствуют развитию ловкости, координации движений, что в свою очередь, приводит к развитию высших психических функций ребёнка. Преимущество предлагаемых упражнений заключается в том, что их без труда смогут выполнять как дошкольники, так и учащиеся начальной школы.

3. Су–Джок терапия (Акименко В. М. «Новые логопедические технологии») – это один из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка. В исследованиях южнокорейского учёного профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребёнка.

Главные достоинства Су-Джок терапии:

• Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.

• Абсолютная безопасность применения. Эта система создана не человеком – он только открыл её, - а самой Природой. В этом её сила и безопасность. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не нанесёт вреда – оно просто неэффективно.

• Метод доступен для каждого человека. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.

• Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами.

На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшенном виде анатомическое строение организма. Поэтому, наиболее эффективным способом профилактики и лечения является массаж пальцев, кистей и стоп.

4. Японская методика пальцевого массажа. (Акименко В. М. «Новые логопедические технологии»)

Японский учё ный Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж грецкими орехами:

катать два ореха между ладонями;

один орех прокатывать между пальцами;

удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

Массаж шестигранными карандашами:

пропускать карандаш между одним и двумя, тремя пальцами; удерживать в определённом положении в правой и левой руке.

Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребёнка сбрасывает возбуждение.

Итоги. Результатом комплексной, систематической, грамотно выстроенной работы с использованием нестандартных приёмов на практике стало : повышение качества обученности детей старшего дошкольного возраста, что является крайне актуальным не только в реализации педагогических задач, но и в рамках преемственности дошкольного и школьного обучения.

Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребёнка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы Публикация Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность размещена в разделах Конспекты занятий Все конспекты Работа логопеда А без этого будет затруднён процесс обучения в школе что может существенно сказаться на психологическом здоровье ребёнка В связи с поставленной целью в работе использованы нейропсихологические и психофизиологические приёмы Элементы кинезиологической гимнастики Кинезиотерапия греч движение лечение Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель Основоположником кинезиологии стал американский хиропрактик Джорд Гудхард г в России у истоков стояли талантливые врачи профессоры Коган О г Кинезиотерапия базируется на естественной биологической функции организма движении Особенно ярко эффективность кинезиологической гимнастики оказалась у детей т пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития Кинезиологическая гимнастика потенцируя одновременность работы полушарий помогает ребёнку активно развиваться более полно используя ресурсы своей психики способностей Основная цель кинезиологической гимнастики развитие межполушарного взаимодействия Задачи развитие мелкой моторики развитие комиссур межполушарных связей синхронизация работы полушарий развитие способностей развитие памяти внимания развитие речи развитие мышления

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Активный родитель». Внедрение современной формы работы по взаимодействию с родителями В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Очень часто участие родителей в жизни группы во многом остается.

Внедрение ФГОС в ДОУ Уважаемые родители! Мир меняется и будет меняться с поразительной быстротой. Настала необходимость стандартизации содержания дошкольного.

Внедрение педагогами ИКТ в образовательную деятельность с воспитанниками Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) прочно.

Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения Внедрение технологии проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения СЛАЙД 1 В педагогической деятельности я придерживаюсь.

Памятка по выполнению домашних заданий для родителей ребенка, посещающего логопедическую группу ДОУ Сотрудничество логопеда и семьи определяет общий успех коррекционного обучения, особенно в условиях логопедической группы ДОУ. Здесь ребенок.

Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ».Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». В дошкольном учреждении прошел педсовет на тему: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Перед педсоветом.

Презентация «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования» Семинар "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей.

Родительское собрание «Внедрение ФГОС в ДОУ» Родительское собрание «Внедрение ФГОС в ДОУ» (подготовила воспитатель Деркач О. И. МДОУ Щербаковский д/с общеразвивающего вида) Цель:.

Семинар «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ» «Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ» «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение.

Внедрение системы электронной медицинской карты в дошкольные учреждения В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым дошкольным образовательным учреждением (далее – ДОУ) и педагогами, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность
Опубликовано: 3 января 2018 в 11:57
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внедрение междисциплинарных приёмов в логопедическую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем анна дьячкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД