Марина Донская
Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ
Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами, вкусами, чувствами. Ребенок исследует, познает, изучает все, что его окружает, и только так получает бесценный сенситивный опыт. Сбой или нарушенная работа любого анализатора, отвечающего за поступление информации из окружающего мира, приводит к неправильной работе процессов ощущения и восприятия в целом.
Публикация «Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. По определению Льва Семёновича Выготский «развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь». Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия. Таким образом, сенсорная депривация (искусственно обедненная окружающая среда) и нарушения в сенсорно-перцептивной сфере – важные факторы, тормозящие развитие ребенка.
Применение современных методов оздоровления и здоровьесбережения является необходимой основой в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одной из современных технологий является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорных комнат с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды.
Темную сенсорную комнату мы используем как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Целью данной работы является восполнение восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
В нашей сенсорной комнате мы создаем условия для тренировки процессов торможения, навыков саморегуляции и расслабления. В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС (релаксация или активация) – оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки.
В релаксационный блок входят мягкое покрытия пола, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками, большие пуфик - кресла с гранулами, расслаблению способствует аромалампа с ультразвуковым распылителем эфирных масел и набором эфирных масел «Букет» 15 запахов, диски спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы. Ребенок в расслабленном состоянии более восприимчив к психотерапевтическому воздействию и настроен на доверительную беседу.
Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, используем и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – мобайлы. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования. В активационный блок входят: воздушно – пузырьковая колонна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, фиброоптическое волокно для занятий по сенсорно-перцептивному развитию и для стимуляции зрительных ощущений, тактильная фибероптическая панель для стимуляции зрительных, тактильных и слуховых ощущений, пучок фибероптических волокон с боковым свечением и цветными модулями управления, световой стол для рисования песком и песочной анимации с белой подсветкой для развития тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации и ловкости,
музыкальная игрушка «Skoog music» для стимуляции и развития музыкальных способностей и навыков взаимодействия, проектор «Зебра» с зеркальным шаром «Зебра». Таким образом, применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка. Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование мультисенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.
Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей, генератора запахов со звуками природы и ароматами.
Для работы с детьми с особыми возможностями здоровья в темной сенсорной комнате нами разработаны четыре программы.
Форма проведения и содержание занятий зависит от индивидуальных особенностей и возраста детей. Занятия проводиться в форме игры индивидуально и подгруппами по 2-4 человека.
диагностический инструментарий вы ведете на слайде.
А так же «Сквозная» диагностика, проводимая в начале и в конце каждого занятия. Цель: исследование и выявление динамики эмоционального состояния участников в начале и в конце каждого занятия.
Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» (модифицированный вариант методики «Эмоциональное цветовосприятие» А. Н. Лутошкина)
Кроме этого, в конце каждого занятия психологом собирается устная обратная связь от участников группы.
Занятие состоит из следующих этапов:
Вводной этап (ритуал приветствия, разминка)
Коррекционно-развивающий этап занятия
Активизирующая часть.
Основная часть.
Релаксационная часть
Заключительный этап занятия
(подведение итогов, ритуал прощания)
Сенсорная комната позволяет провести сеансы светотерапии, музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии и является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития.
Обстановка сенсорных комнат оказывает воздействие на все органы чувств - гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма.
Использованная литература
1. Богданова О. В. «Методические рекомендации по проведению комплекса лечебно-восстановительных и реабилитационных мероприятий в сенсорной комнате»;
2. Браудо Т. Е., Кириченко Ю. А. «Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты»;
3. Караваевой Е. В. «Психологическая работа с детьми в сенсорной комнате : формы и методы»;
4. Тюниной Л. И. «Сенсорная комната : опыт, выводы, предложения».
5. https://ticca.ru
Рекомендуемая литература
1. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н. В., - СПб, 2000.
2. «Сенсорная комната - волшебный мир здоровья». Учебно-методическое пособие под общей редакцией В. Л. Жевнерова.
3. Сенсорные комнаты «Снузлин» сборник статей и методические рекомендации. - М. : ООО Фирма «Вариант», 2001.