Кирюшкина Наталья Сергеевна
Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия.
Публикация «Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.
Применение сенсорной комнаты :
Психоневрологические нарушения;
Неврозы и неврозоподобные состояния;
Задержка психомоторного и речевого развития;
Аутизм, адаптационные расстройства;
Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
Развитие двигательных функций.
В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно:
Развитие и гармонизация эмоционально – волевой сферы детей:
- психоэмоциональное развитие;
- снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);
- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;
- развитие умение управлять своим телом, дыханием;
- развитие умение передавать свои ощущения в речи;
- тренировка стрессоустойчивости;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;
- развитие уверенности в себе.
Развитие коммуникативной сферы воспитанников:
- развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
Развитие психических и познавательных процессов дошкольников :
- развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;
- развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, умственных способностей;
- развитие координации, в том числе зрительно – моторной.
- сенсорное развитие (цвет, форма, величина);
- формирование пространственных представлений.
Для осуществления поставленных задач применяться методы работы в сенсорной комнате такие как :
- игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;
- игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;
- дыхательные упражнения;
- психогимнастика;
- коммуникативные игры;
- релаксационные упражнения;
- наблюдения, беседы;
- элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
- ролевые игры, театрализации, драматизации;
- элементы психодраммы;
- песочная терапия;
- музыкотерапия со звуками природы и животных.
Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.
Занятия имеют следующую структуру:
вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);
основная часть – игровое задание на развитие психических процессов;
основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия).
Занятия проводятся в 2 этапа:
1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.
2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакция, посредством использования сказкотерапии, сюжетно – ролевой игры, разыгрывания проблемных жизненных ситуаций.
Длительность занятия – 20 – 25 минут.
Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими нарушения в развитии:
- Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;
- Ограниченное число детей;
- Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;
- Системность и структурированность занятий.
Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия.
Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.
После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.
Занимающиеся на занятиях, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.
Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.
В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.
Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.
В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.