Галина Синюкова
Совместная экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению со свойствами магнита
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная экспериментальная поисковая деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению
со свойствами магнита «Вместе интересней»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами магнита методом проведения элементарных опытов.
1. Задачи познавательного развития :
• способствовать расширению, уточнению, систематизации представле-ний детей о магните и некоторых ее свойствах;
Публикация «Совместная экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению со свойствами магнита» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
• развивать познавательный интерес : учить обследовать предметы, экс-периментировать с ними, устанавливать причинно-следственные связи в процес-се выполнения различных действий (притягивает, твердый, магнитное поле, отталкивается, крутит и др.).
• совершенствовать восприятие, зрительное внимание, память, мышле-ние, умение выдвигать гипотезы.
2. Задачи речевого развития:
• развивать активный и пассивный словарь по теме;
• побуждать анализировать, делать выводы и обобщения.
3. Задачи физического развития:
• развивать координированные движения пальцев рук, обследователь-ских действий.
4. Задачи социально-коммуникативного развития:
• формировать элементарные представления о способах безопасного взаимодействия с окружающим миром: умение работать с различными объектами, в паре, подгруппе; стремление договариваться, учитывать мнение партнёра;
• развивать любознательность, интерес к познанию окружающего мира,
• воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам в процессе проведения опытов,
• совершенствовать коммуникативные навыки: доброжелательное отно-шение друг к другу, желание эмоционально отзываться об увиденном, сделанном открытии.
Оборудование и материалы: магниты, схемы опытов, тарелки с песком ключами, 2 обруча, 2 магнита привязанных к веревочке – удочки, фигуры из бумаги со скрепкой, металлические, пластмассовые, деревянные предметы, ткань в мисках на 2 ребенка, стаканы с водой, картон, скрепки, гвозди, проволока, стаканы с водой, пластиковые доски, металлические пластины, пособие «Бабочка на лугу».
Предварительная работа: вынос магнитов, детской энциклопедии, иллюстраций в развивающую среду группы.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение, пояснение, вопросы к детям, наглядный метод (модели, символы, схемы, практический метод (самостоятельная экспериментальная деятельность детей, информационно – рецептивный метод (включение зрительных, тактильных рецепторов, проблемный метод (постановка проблемных вопросов, игровой метод (эстафета-соревнование, аналитический метод (анализ детьми своей деятельности).
Виды детской деятельности : нахождение предметов по заданию, проведе-ние совместных с воспитателем и самостоятельных опытов по определению основных свойств магнита; активизация словаря; ответы на вопросы, аналитическая деятельность по предположению выводов, игры-забавы-фокусы.
I. Начало ЭД
1. Организационный момент. Введение в тему. У меня, ребята сегодня новая игра. Показывает коробку с цветами на лугу и бабочку. Бабочка перелетает с места на место без помощи рук. Дети пытаются отгадать, каким образом она передвигается. Воспитатель показывает магниты, предлагает пройти к столам.
II. Процесс ЭД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 вопрос: Какие предметы нам сегодня пригодятся в первую очередь? Здесь в контейнере все перемешалось. Как нам выбрать только те предметы, которые намагничиваются, т. е. железные?
А как вы сможете отличить железные предметы, от остальных? Нам пригодится магнит.
Опыт 1: предлагает в парах из миски с множеством бросового материала выбрать на тарелки те предметы, которые намагничиваются.
Расскажите, что делали и что получилось? Назовите предметы, которые вы отложили в бумажные тарелки и те, которые остались в мисках.
А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем, что вы увидели.
Резина -, дерево -, железо +, пласт-масса, пластик –, ткань, лента - и т. д.
Какие вы, молодцы, помогли мне и са-мостоятельно узнали первое свойство маг-нита.
1. Магнит притягивает железные предметы (схема №1).
Много лет назад люди нашли в горах ка-мень черного цвета с красивым металличе-ским блеском. Старинная легенда расска-зывает о пастухе по имени Магнус. Он об-наружил однажды, что железный наконеч-ник его палки и гвозди сапог притягивают-ся к чёрному камню. Этот камень стали на-зывать «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). в Греции. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Кусочки камня-минерала называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей. Как вы думаете, где?
Молодцы. Предлагает другие элементар-ные способы применения магнитов.
В разных профессиях используются магниты. Недавно мы отмечали День Победы, и в нашей стране есть замечательные люди, которые в свободное от работы время, ищут клады, только клады необычные, клады памяти следов прошедшей войны, глубоко под землей, их глазами в заросших лесах не увидишь. Как они их находят?
Правильно, у них есть навигаторы, приспособления, которые под силой магнитного поля находят железные предметы, расположенные глубоко. И мы в музеях видим и оружие прошлых лет, и патроны, и медали, и посуду. Я вам также предлагаю стать на минутку кладоискателями.
Опыт 2: нахождение предмета в песке
Что у вас получилось? Расскажите. Поме-шал ли песок притянуть предмет? Почему?
Молодцы. Значит, вокруг магнита есть си-лы.
Как же увидеть магнитные силы? Подумайте, для этого у меня есть железные опилки, магнит, пластиковая доска.
Я положу магнит под картон, насыплю же-лезные опилки. Посмотрите, что получится.
Внимание! С железными опилками нужно обра-щаться очень аккуратно, брать руками нельзя: острые, могут поранить. Показывает только воспитатель. Дети наблюдают.
Вокруг магнита находится магнитное поле – это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство.
У магнита есть магнитное поле это его второе свойство (схема №2).
Магнитные силы проходят сквозь песок
Но я вам дам еще 1 задачку – достать скрепку из стакана с водой не замочив ни рук, ни магнита?»
Опыт 3: действие магнита через стекло, во-ду.
Магнит воздействует через песок, стек-ло и воду, он не боится преграды (схема №3).
А пройдут ли магнитные силы через пла-стик? Давайте проверим. Приступайте.
Опыт 4: передвижение железной пластинки через пластиковую доску.
Расскажите, что вы делали, и что у вас по-лучилось?
Правильно, молодец.
Магнитные силы действуют и через пластик, картон.
А толщина деревянной парты будет пре-градой для магнита? Проверьте.
Показывает опыт с более сильным магни-том.
И еще у меня есть призы для вас. Хотите их выбрать сами?
Предлагает выстроиться в 2 колонны.
Игра «Удочка».
Предлагает пройти к столам, положить иг-рушки и перейти к последней игре.
Опыт 5: попробуйте поднести 2 магнита друг к другу и понаблюдайте, как они при-тягиваются.
Что вы сделали, и что у вас получилось?
А теперь поднесите магниты другой сторо-ной. Проверьте что получится.
Значит, магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.
Вот мы и узнали еще одно свойство магнита. Магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу (схема №5)
Давайте теперь уточним, с какими свой-ствами магнита мы сегодня познакоми-лись? (Вспоминаем по схемам)
Вы сегодня на занятиях были молодцы, активно работали, прекрасно рыбачили, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось на занятии?
А сейчас я покажу еще один опыт, послед-ний на сегодня. Прикрепляет к большому магниту несколько скрепок, затем снимает их с магнита. Скрепки по прежнему дер-жатся друг за друга.
Ребята, как получилось, что скрепки «дер-жатся друг за друга»?
Магнит имеет свойство намагничивать другие железные предметы и они потом какое-то время сохраняют это свойство.
Итак еще одно свойство :
Намагничивание других предметов.
Предлагает поиграть с магнитами само-стоятельно.
III. Подведение итогов. Рефлексия. Расска-жите, что кому больше всего понравилось?
Железные, металлические, кото-рые намагничиваются.
Выбрать все железные предметы руками.
По весу, они тяжелее других; маг-нит притягивает железо. Надо про-вести магнитом над предметами и железные детали притянуться.
Опыт 1: дети проводят магнитом над предметами : железные притя-гиваются к магнитам, дети их от-кладывают отдельно.
Я провел магнитом над предмета-ми, и все железные предметы при-тянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Перечисляют намагниченные (гвоздь, шуруп, пуговица, значок, проволока, наконечник, батарейка, часы, ключ, браслет и др.) и остав-шиеся в миске предметы и мате-риалы (ткань, резинка, веревка, ко-робка, мелок, губка, сетка, пакет, колпачок, штамп и т. д.
В игрушках, в компьютере, гвозди, кнопки, посуда и т. п.
Копают, смотрят карты, приборы используют.
Опыт 2: идут на ковер, где на кле-енках стоят тарелки с песком, с по-мощью магнита вытаскивают клю-чи. Удивляются, выявляют, объяс-няют причину, почему предмет притягивается.
Потому что на них действуют маг-нитные силы.
Я провел магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятан-ный в песке. Значит, магнитные си-лы проходят сквозь песок. Опилки насыпать на доску и поводить под ней магнитом.
Они притянулись, в том месте, где находится магнит – примагнити-лись.
Есть магнитное поле.
Опыт 3: передвигают скрепку из воды магнитом через стенку стака-на, чашки.
Достают предмет, не намочив рук и магнит.
Опыт 4: кладут под доску магнит, на пластик - железные пластины, двигая магнит, наблюдают за дви-жением предмета.
Я провел магнитом под доской, и пластинка стала двигаться за маг-нитом.
Пытаются передвигать по поверх-ности парты железные предметы. Если не получается, то наблюдают опыт взрослого.
Да.
Выстраиваются в 2 колонны перед лежащими обручами. В обручах удочка с магнитом и фигурки из гофрированной бумаги. Поочеред-но подходят и вытягивают понра-вившийся силуэт игрушки. «Удоч-ку передают следующему игроку».
Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.
Я поднес магниты друг к другу разными сторонами и они оттолк-нулись
Дети подносят магниты друг к другу разными сторонами и наблюдают, как они отталкиваются.
• Магнит притягивает желез-ные предметы.
• Магнит имеет магнитное по-ле.
• Магнитные силы проходят через разные материалы (песок, вода, картон, стекло, пластик).
• 2 магнита могут притягивать-ся и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу.
Магнитные силы проходят.