Галия Саттарова
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Создание книги о весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность воспитателя, Саттаровой Г. Р. с детьми старшего возраста, группы №4 и их родителями по ОО «Познавательное развитие» с использованием ИКТ.
Тема: Творческая мастерская. Создание книги о Весне «Весна - красна!»
Составил воспитатель первой категории старшей группы № 4, Саттарова Г. Р.
Цель: формировать представления детей о весне, как времени года, её характерных признаках, увлечь и объединить детей и взрослых совместным творчеством при создании самодельной книги о Весне.
Публикация «Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями „Создание книги о весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Книга. Все материалы по теме книг
- Книга. Конспекты занятий на тему книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе, приметах весны.
2. Развивать умения детей определять время года по приметам, отгадывать загадки и находить отгадки.
3. Активизировать словарь детей по темам «Весна», «Книга».
4. Развивать изобразительные умения (соединение разных техник объё мной аппликации из пластилина: техника размазывания, техника жгутиков и мозаики; техника 3 – D аппликации из гофрированной бумаги и бросовых материалов – ватные диски, бусины) при оформлении творческих работ.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их.
2. Развивать словесно – логическое мышление, речь, продолжать развивать умения отвечать на вопросы сложноподчинёнными предложениями.
3. Развивать зрительную память, внимание, наблюдательность.
Воспитательные :
1. Воспитывать бережное отношение к природе, к книгам.
2. Формировать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
• Наблюдения на прогулке за весенними признаками (за солнцем – увеличение продолжительности дня, солнце пригревает землю, изменение снежного покрова, появление проталинок, набухание почек, наблюдение за сосульками, весенняя капель, ручейки,
• Чтение стихотворений и рассказов о весне : З. Александрова «Подснежник»,
Г. Ладонщикова «Весна», Н. Сладков «Весенние радости», Ф. Тютчев «Зима не даром злится», В. Бианки «Синичкин календарь», «Весенние радости», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», С. Маршак «Рассеянный с улицы Бассейной»; загадывание загадок, чтение и обсуждение пословиц о весне, знакомство с народными приметами, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, рассматривание картинок «Первоцветы», «Перелётные птицы», «Жизнь диких животных весной», «Весенние праздники», прослушивание музыкальных произведений по теме, заучивание стихотворений, загадок, песен о весне.
• Проведение бесед «Весна - красна», «Первоцветы», «Перелётные птицы», «Книги – наши друзья», «Как книга к нам на стол пришла?», «Виды книг», «Кто работает над созданием книги?», «Как беречь лес? Что такое макулатура?».
• Рассматривание репродукций художников на тему «Весна» : А. Саврасов «Грачи прилетели», «Оттепель», И. И. Левитан «Ранняя весна», «Март», «Большая вода» и др.
• Показ презентаций: «Весна. Признаки весны», «Первоцветы», «Перелётные птицы», «Жизнь диких животных весной», «Прошлое книги», «Путешествие в типографию», «Структура книги».
• Опыты и эксперименты с бумагой. Знакомство детей с видами бумаги «Коллекция бумаги».
• Посадки и наблюдения – веточки в воде, лук, огород на подоконнике.
• Дидактические и настольно – печатные игры: Лото «Времена года», «Весна», разрезные картинки, пазлы, «Четвёртый лишний», «Чего не стало», «Найди ошибку», «Один – много», «Назови ласково», «Назови приметы», «Сложи слова», «Испорченный телефон», «Сосчитай до 10», «Подбери признаки, действия к словам» и другие.
• Сюжетно – ролевые игры: «Мы художники», «Краски Весны», «Садовник и цветы», «Библиотека», «Книжный гипермаркет», «В типографии», «В музее», «Больница для книг».
• Художественно – эстетическое развитие. Лепка: «Подснежники», «Птички – невелички», «Герои сказок». Аппликация: «Веточки мимозы», «Закладки для книг», «Веселый клоун Клёпа». Рисование: «Весенний пейзаж» - в технике монотипия, «Весенние цветы» - в технике пуантилизм, «Космические дали» - в технике граттаж.
Оформление фонов страниц будущей книги. Домашнее задание для родителей (заготовки для коллективных работ, рисунки на тему весенних праздников.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями признаков весны, загадки, стихи, пословицы, приметы о каждом месяце весны, названия месяцев, раскраски с весенними праздниками на каждого ребёнка, ноутбук, проектор, магнитофон, звуки весны, музыкальные композиции, страницы книги формата А3, вазы с цветами, выполненные своими руками, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, пластилин, пайетки, блёстки, клей – карандаш, ножницы, влажные салфетки, дырокол, ленточка для книги.
Ход совместной деятельности.
Дети вместе с родителями ( в каждой команде: 3 человека – родитель и 2 детей) под музыку входят в музыкальный зал.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости и ваши родители. Давайте со всеми поздороваемся (дети здороваются). Сегодня утром, мне на электронную почту пришло письмо, я его открыла, а там непростое письмо, а видео – обращение, давайте посмотрим?
(Включается видеообращение и появляется сказочный персонаж, Рассеянный с улицы Бассейной. В руках у героя портфель, много листов бумаги, картинки и дырокол.
Рассеянный: Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые!
Я человек Рассеянный с улицы Бассейной.
Сел я утром на кровать,
Решил книжку я собрать.
Все страницы разлетелись!
И никак их не поймать!
Весна – какое время года!
И книжка эта о Весне,
Я обращаюсь с просьбой, дети,
Составьте книжку, помогите мне!
Я, думаю, что Вы меня узнали?
Дети: Да, ты герой сказки Самуила Маршака, Рассеянный с улицы Бассейной.
Рассеянный: Ребята, я обращаюсь к вам за помощью. Я очень хочу сделать что – то полезное, важное и решил создать большую книжку о Весне, собрал много материала, картинок, загадок (показ портфеля, а как всё соединить не знаю. Это не так – то просто, как я себе представлял! Вы мне поможете?. Мой портфель я отправил по почте ваш детский сад, а также флешку с инструкцией о том, как собрать книгу и что должно быть на страницах книги.
Рассеянный: Когда книга будет готова, пришлите мне СМС. Я сразу приеду к вам в гости!
Воспитатель : Пусть Рассеянный не переживает, мы всё сделаем по его инструкции. Ребята, поможем ему?
Дети: Да.
Воспитатель : Наша книга будет о Весне. Предлагаю провести разминку и поиграть в игру «Приметы Весны».
Дидактическая игра «Приметы Весны» (фото 1).
Воспитатель : Вот загадки. Надо их отгадать, найти нужные картинки – отгадки и рассказать про примету весны. Родители не скучайте, если всё правильно хлопайте, а найдёте ошибку – помогите исправить. (Дети поочерёдно отгадывают загадки, находят картинки – отгадки – приметы, рассказывают про приметы весны, в конце складывают цветок из картинок – отгадок.)
Приметы.
• Весеннее солнце
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все …
• Тающий снег
Белое одеяло землю одевало.
Солнце припекло – одеяло потекло.
• Весенний ручеёк
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый…
• Капель
За окном звенит она
И поё т: «Пришла весна!»
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!
Слышно с крыши:
«Шлёп – шлёп – шлёп!»
Это маленький потоп.
• Подснежник
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
• Ледоход
Зимой сковало,
Весной поломало,
С шумом, треском,
Вниз погнало!
• Перелётные птицы
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи.
• Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Воспитатель : Молодцы, все приметы отгадали. Теперь из картинок – отгадок соберите цветок. (Дети собирают цветок на столе). Ребята, создать книгу непросто. Над созданием книги трудятся художники – иллюстраторы, работники типографии, редакторы, а тексты пишут писатели и поэты. (Воспитатель показывает книгу, рассказывает о структуре книги, обращает внимание на обложку, форзац, титульный лист, содержание, на страницы книги).
На обложке написано название книги, автор, издательство, год издания, нарисована картинка отражающая содержание книги. На титульном листе информация о книге повторяется. В конце книги или в начале есть содержание, где указываются главы и страницы этих глав, а также авторы текстов и художники – иллюстраторы. (Дети рассматривают книгу).
Воспитатель : Давайте посмотрим на экран и ознакомимся с инструкцией, которую прислал нам Рассеянный. (Показ слайдов) 1 слайд – обложка. 2- 3 слайды – страницы книги.
Воспитатель : Давайте посмотрим на страницы. Наверху каждой страницы должно быть написано название месяца. Затем стихотворение, загадка про месяц, стихи, приметы месяца, пословицы. Родители – вы будете авторами – корректорами текстов. Вам надо будет выбрать соответствующие материалы, расположить их на странице и приклеить. Дети, а вы художники – иллюстраторы будете из заготовок, которые вы сделали заранее, оформлять страницу с одной стороны, а с другой стороны разместите свои рисунки о праздниках, которые отмечались или будут отмечаться в этом месяце.
Воспитатель : А для того, чтобы узнать какой команде, какой месяц выпадет, проведём жеребьёвку. На команды мы поделились заранее. У нас 4 команды, в каждой команде - 1 родитель и 2 ребёнка. Родители – капитаны подойдите пожалуйста, выберите картинку с цветами. Цветы подскажут месяц, страницу которого вы будете оформлять ( цветы: мимоза – март, подснежник – апрель, ландыш – май. Фото 2). Команды, подходите к столам, на которых стоят вазы с вашими цветами и начинайте работать. А моя команда будет оформлять обложку и содержание книжки. (На столах лежат картинки, название месяца, стихи, загадки, пословицы, цветные карандаши, цветные шарики пластилина в мисках, жгутики, ватные диски, вата, цветная бумага, клей – карандаш, ножницы и другой необходимый материал).
Воспитатель : У вас время ограничено, как только время истечёт, музыка перестанет звучать. (Включается музыка П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник». Команды приступают к работе. Когда все команды закончат работу музыка выключается.)
Воспитатель : Команды с заданиями справились? Но прежде, чем каждая команда представит свои странички, давайте отдохнём.
Динамическая пауза «Спортом занимаемся».
Воспитатель : Немного отдохнули, теперь можно рассмотреть наши странички.
Команда №1 – март. Команда №2 – апрель, Команда №3 – май. Каждая команда по очереди представляет свои странички.
Воспитатель : Предлагаю угадать название нашей книги. Посмотрите на экран. Надо отгадать ребусы: 1 слово – ВЕСНА (фото 3)
2 слово – Надо расставить буквы в нужном порядке от 1 до 6 (Красна фото 4, 5) :
А – прямоугольник красного цвета № 3,
Р – треугольник зелёного цвета № 2,
К – круг жёлтого цвета № 1,
А – прямоугольник красного цвета № 6,
Н – трапеция оранжевого цвета № 5,
С – квадрат фиолетового цвета № 4.
Воспитатель : Дети расставьте геометрические фигуры с буквами по порядку от 1 до 6. Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы расставили фигуры. Давайте прочитаем слово. ( Дети читают слово: «КРАСНА»).
Воспитатель : Давайте вместе с родителями попробуем прочитать название нашей книги :
«ВЕСНА – КРАСНА!»
Воспитатель : Вы знаете, почему так говорят: «ВЕСНА – КРАСНА!» (варианты ответов детей). Ещё в древности на Руси красивую девушку называли – «красна девица», а главная площадь нашей страны тоже называется «Красная площадь», что означает красивая, прекрасная!
Воспитатель : Посмотрите, какая красивая обложка у нас получилась для нашей книги!
Воспитатель : Ой, мы же забыли отправить СМС Рассеянному! Я отправлю СМС, а родители помогут соединить наши странички вместе и скрепить книгу красивыми ленточками, чтобы листочки не разлетелись. И наша книга будет готова! (Родители вместе с детьми скрепляют книгу лентами).
Воспитатель : Где же наш Рассеянный?
(Звучит музыка, вбегает запыхавшийся Рассеянный)
Рассеянный: Я не опоздал?
Воспитатель : Мы тебя уже заждались, где ты пропадал?
Воспитатель : Посмотри Рассеянный какую замечательную книгу сделали наши ребята и родители (Воспитатель показывает книгу Рассеянному).
Рассеянный: Какая интересная книга у вас получилась! Все постарались : и дети, и взрослые. Всем большое спасибо! Теперь я знаю, как надо составить книгу.
Воспитатель : Ребята, а вы запомнили, кто делает книгу, как её составить? (ответы детей. Рефлексия).
Рассеянный: Я ещё раз хочу всех поблагодарить и вручить сюрпризы!
Воспитатель : Наша мастерская закрывается. Давайте всем гостям скажем до свидания! (Дети и родители прощаются).