Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Ирина Михно
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста посредством игр, опытов и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Показать эффективность использования игр в процессе опытно - экспериментальной деятельности дошкольников.

Передать участникам мастер – класса способы осуществления представляемой деятельности путем непосредственного контактного обучения и практического упражнения.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологического воспитания познавательно - исследовательскую деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Количество часов – 25 минут

Периодичность:

1 день

Конечный результат: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в экологическом воспитании дошкольников, а именно овладение знаниями, посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Тематический план

п/п Содержание мастер-класса Количество теоретических часов

1 Вводная часть

- игра «Будем знакомы!»

- игра «Воображаемое путешествие». 5 мин.

2 Основная часть: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста»

5 мин.

3 Практическая часть : Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

15 мин.

Оборудование: Трех-литровая банка, пищевая пленка, резинка, чеснок, влажные салфетки, 2 пол-литровые банки, соль, 2 сырых яйца,3 пустые емкости, пищевые красители, салфетки, емкость с водой, бумажные цветы.

Ход мастер – класса

1. Вводная часть

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер – классе «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста». И в самом начале нашей встречи я предлагаю познакомиться. У меня в руках символ всего света, тепла и доброты – солнышко, которое также является символом нашего образовательного учреждения. Сейчас мы будем передавать его друг другу и представляться.

Проводится игра «Будем знакомы»

- Ну что ж, теперь, когда мы все знакомы я предлагаю вам на время стать детьми.

Проводится игра «Воображаемое путешествие»

(игра развивает воображение, позволяет гармонизировать свое состояние, помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость).

- Мы отправляемся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны его представить, увидеть мысленно и делать то, что вам подскажет воображение.

Возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Мы идем по лесной тропинке. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске (мостику).

Мы вошли в лес, где поют птицы, шумят деревья, много грибов, ягод, - осмотритесь. Перед вами лесная поляна, полная цветущих растений и ягод. Слушайте пение птиц. Любуйтесь цветами. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их не сразу можно увидеть, поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками.

Покажите свои чувства, от общения с природой.

- Вот мы и приблизились к главной теме нашей сегодняшней встречи. Все мы испытали положительные чувства от общения с природой и мы должны сделать все, чтобы сохранить нашу природу, воспитать у ребят бережное, заботливое отношение к ней во всем её разнообразии.

2. Основная часть

- Начать свое выступление я хочу со слов:

Слайд № 2

«Ребенок – природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний»

- Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Экологическое образование подразумевает интерес ребенка к окружающей среде и природе. Первые вопросы, которые ребенок задает: «Почему?», «Зачем?» тесно связаны с природными явлениями, с тем, что ребенка окружает. И экологическое образование как раз реализуется в предметах ближайшего окружения, того, что ребенок видит каждый день и часто не замечает.

Слайд № 3

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Слайд № 4

Актуальность и новизна заключается в том, что экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. В каждом образовательном учреждении необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, в которой находился бы воспитанник с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, задавать вопросы и получать на них ответы. Таким образом, в программе экологического образования дошкольников – основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей.

Слайд № 5

Что же такое экологическая культура?

Есть такое определение: Это то, что остается после экологического образования ребенка. Знания могут уйти, но навыки, полученные ребенком в процессе усвоения норм и правил поведения, останутся и будут применяться автоматически.

Слайд № 6

Пути реализации:

1. создание материально - технической базы для детского экспериментирования;

2. составления перспективного плана;

3. разработка конспектов и сценариев мероприятий;

4. создание библиотечки для почемучек;

5. взаимосвязь с родителями;

6. взаимосвязь с коллегами;

7. взаимосвязь с социумом

- Я снова предлагаю вам стать детьми и немного попутешествовать с маленьким утенком.

Слайд № 7

Сказка

«Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

Слайд № 8

В деревушке, на дворе жил очень любопытный утенок. Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Слайд № 9

Выйдя за забор, он отправился по тропинке и вдруг он заметил на земле маленького жука. Ему захотелось разглядеть его поближе. Как можно это сделать?

Слайд № 10

Опыт №1.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Слайд № 11

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Слайд № 12

Утенок шел по дорожке, шел и попал в огород. Он увидел странный овощ и решил его попробовать. Клюнул утенок овощ и почувствовал резкий запах и горьковатый вкус. Не понравился утенку странный овощ, да и клювик у него начал слипаться.

Слайд № 13

Опыт №2 «Почему чеснок липкий?»

Овощ есть такой-чеснок!

Очень горький на зубок.

Если выдавить его-

Запах острый от него.

Если пальчиком потрогать

Потереть его чуть-чуть.

Пальчик станет очень липким.

От чего? И почему?

Слайд № 14

- Я предлагаю вам новый метод – кейс - метод. С его помощью вы можете моделировать ситуации, в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции и интересы. Кейс-метод относится к современным педагогическим технологиям проблемного обучения.

- Подумайте и скажите, какая связь между чесноком и сахаром.

Слайд № 15

Вывод: чеснок- это самый сладкий овощ, в нем содержится 20% сахара. Но сахар перебивает жгучее вещество аллиин, который содержится только в чесноке и не дает ощутить сладость этого растения.

Слайд № 16

Неподалеку утенок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши предположения. Почему лодка не тонет?

Слайд № 17

Опыт №3

Возьмите 2 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Вывод: это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Слайд № 18

Утенок так внимательно наблюдал за цветами, что не заметил, как пошел дождик. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок увидел в небе чудо….

Слайд № 19

Опыт №4 Радуга

Что необходимо:

1) вода;

2) 3 пустые емкости;

3) бумажные полотенца;

4) пищевой краситель разных цветов.

Слайд № 20

Ход эксперимента:

• Берем три цвета, смешиваем с водой и наполняем полученными растворами 3 стакана;

• Бумажные полотенца складываем вдоль и вставляем (по одному) в каждый из заполненных стаканов;

• Противоположные концы полотенец опускаем в другой стакан.

• Наблюдаем.

• Для проведения этого эксперимента понадобится некоторое время.

Слайд № 21

Утенок решил путешествовать дальше. Солнышко уже было высоко, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

Слайд № 22

Опыт № 5

Вырежьте из бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд № 23

Утенок так внимательно наблюдал за цветами, что не заметил, как уснул. Так закончилось путешествие любопытного утенка. Утенку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

И теперь на многие вопросы он знал ответы:

1. Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему лодка не тонет?

3. Почему чеснок липкий?

4. Как сделать радугу?

5. Почему же распускаются кувшинки?

Слайд № 24

Основу форм и методов работы с детьми составляют эксперименты, наблюдения и опыты.

Слайд № 25

Наблюдение - это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все наши органы чувств.

Слайд № 26

Эксперимент – это опыты, которые проводят учёные, чтобы убедиться в правильности своих предположений, или гипотез.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества

Слайд № 27

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывает бережное отношение ко всему живому

Слайд № 28

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в том случае, если образовательная работа в детском саду продолжается и в семье.

Слайд № 29

Закончить нашу встречу я хочу словами К. Е. Тимирязева:

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

Слайд № 30

Я надеюсь, что многие из моих воспитанников

на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников МБДОУ «Подпорожский детский сад № 4 комбинированного вида» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ на тему «Опытно-экспериментальная деятельность,.

Опытно-экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников «Опытно – экспериментальная деятельность как условие успешной социализации старших дошкольников» 1. Слайд Современные дети живут и развиваются.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста. При правильной, целенаправленной и систематичной познавательной деятельности у ребенка будут успешно формироваться все личностные черты,.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод обучения и развития ребенка В настоящее время в системе дошкольного образования все чаще используется такой метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара " Поисковая активность, выраженная в потребности.

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников». План воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию на 2017\2018 учебный год. МБДОУ «Д/с «Золотая рыбка" «Экспериментальная деятельность детей, как средство.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Вид проекта: групповой, краткосрочный. Тип проекта:.

Экспериментальная деятельность как средство сенсорного развития детей Экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста может являться средством сенсорного развития. Известный отечественный.

Занятие по экологии «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные свойства магнита». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Накопление у детей конкретных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 20:44
+203Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Михно (УИ 466966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД