Меньшикова Людмила Викторовна
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
Вокруг нас постоянно что-то меняется, происходят какие-то
события. Важно не пропустить это мгновение, извлечь из него
привлекательное, волнующее для себя.
Хвалит детей за исследовательскую
деятельность, и активизировать внимание ребенка к ней. Психологи
акцентируют внимание на том, что для развития ребенка определяющее
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
значение имеет не большое количество знаний, а качество их усвоения,
определяемое типом деятельности, в процессе которой приобретаются эти
знания. Дети - дошкольники сами по себе уже являются исследователями,
проявляют активный интерес к исследовательской деятельности, в том
числе - к экспериментированию.
Дети дошкольного возраста по своей натуре - исследователи. Они
любознательны, постоянно стремятся к новым экспериментам, проявляют
желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача
педагога – не препятствовать этой деятельности, а активно содействовать.
Прямой контакт ребенка с объектами окружающей среды, простые
опыты с ними позволяют изучить их свойства, качества, пробуждают
любознательность, желание познать больше. В процессе
экспериментальной деятельности ребенок учится сравнивать, отвечать на
вопросы, наблюдать, размышлять, делать выводы, устанавливать
причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Целью экспериментальной деятельности является углубление
представления об окружающем мире (живой и неживой природе);
обучение самостоятельности при проведении исследования, достижению
результатов, размышлению, отстаиванию своей позиции, обобщению
результатов опытов.
Знания формируются в результате взаимодействия субъекта
(ребенка) с объектом (той или иной информацией). Именно присвоение
информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное
применение в различных ситуациях и порождает знание.
Взрослому, формирующему у детей знания, необходимо
добиться организации осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов,
их сходство и различия.
При решении задач исследовательского характера педагог имеет
возможность использовать экспериментирование не только в процессе
занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в
продуктивных видах деятельности; предлагает проблемные ситуации
(необязательно реальные, нацеленные на формирование потребности
решить их экспериментально-опытным способом.
Исследовательская деятельность ребенка, как и другие качества
личности, не являются врожденными. Развитие исследовательской
деятельности дошкольника идет по цепочке : любопытство –
любознательность, связанная с исследовательской деятельностью –
исследовательская деятельность к процессу и результату,
обуславливающая исследовательскую активность личности на решение
исследовательских задач, которая реализуется в ходе целенаправленной и
педагогически организованной деятельности.
В среднем дошкольном возрасте сохраняется связь мышления и
действий, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во
многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом,
но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и
наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в
форме наглядных образов, следуя за восприятием. Ребенок на 5 году жизни
достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развивается
мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точны, ловки, что
помогает ему овладеть умением мастерить. У ребенка возникает интерес к
качеству своего труда. Он осознанно стремится к соблюдению
определенных требований, предъявляемых воспитателем (например,
последовательность действий при конструировании). Проявляет желание
овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в
конструировании. Ребенок способен устанавливать понятные ему
причинно-следственные отношения. У него быстро совершенствуются все
психологические процессы, и особенно память.
Развивается познавательно-исследовательская и продуктивная
деятельность. Ребенок способен представлять себе то, что отсутствует
перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно
фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов,
представляет будущие конструкции, поделки, создает замыслы, ищет
способы воплощения. К 5 годам внимание становится все более
устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к 5
годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу - первый
необходимый элемент произвольного внимания. В этом возрасте
происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в
общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со
взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с
этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в
многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении
получить от взрослого новую информацию познавательного характера.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в
детских ответах в форме сложноподчиненных предложений.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто
лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов
ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым
учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в
практическую работу или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Таким образом, в возрасте 4 – 5 лет происходит интенсивное
формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению
детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с
целью изменения. Данный уровень развития, то есть наглядно-действенной
мышление, является как бы подготовительным. В процессе его развития
возникают предпосылки для формирования более сложной формы
мышления – наглядно-образного мышления. Важное место в исследовательской активности ребёнка занимают психолого-педагогические условия, способствующие эффективному познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста.