Виктория Ротэрмель
Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В методических рекомендациях представлен учебно – методический комплекс по организации занятий по развитию связной речи с применением метода наглядного моделирования для детей дошкольного возраста. Содержит иллюстративный материал, конспекты занятий и результаты мониторинга.
Публикация «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Методические рекомендации адресуются воспитателям и логопедам дошкольного образовательного учреждения, для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4—7 лет. Использование данного пособия позволяет эффективно совершенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении, гармоничном развитии.
Содержание
Введение…. ….…3
Глава 1. Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи…7
1.1 Развитие связной речи…. …. 10
1.2. Способы передачи речевой информации….….12
Глава 2. Использование наглядных моделей для развития связной речи детей среднего возраста….…15
2.1Использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой…16
2.2 Использование схем и таблиц для составления описательных рассказов….…21
2.3 Построение моделей для развития ассоциативного мышления…. 24
2.4 Применение схем для заучивания стихотворений…. …. 25
Заключение…. …. 26Список литературы….…. 29
Приложение 1 «Конспекты занятий»…. …. 30
Приложение 2 «Фотоматериал»…41
Приложение 3 «Дидактические игры»….44
Приложение 4 «Схемы, карточки»…. 47
Приложение 5 «Результаты мониторинга»…. 52
Введение
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению пересказывания. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Дети становятся более самостоятельными и начинают общаться с широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Красивая, правильная речь- залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
- плохая дикция;
Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой [5] отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения как на занятиях, так и вне занятий – в повседневной жизни. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными. [4]
Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
Актуальность данной темы видеться в том, что наглядное моделирование облегчает детям среднего возраста, овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.
Новизна данных методических рекомендаций обусловлена созданием системы занятий по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Описанные в данной работе речевые игры, занятия могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома, под руководством родителей. Они позволяют не только развивать речь, но и расширяют представления ребенка об окружающем мире, развивают его воображение и мышление.
Изучив литературу, определились цель и задачи работы.
Целью данных рекомендаций является оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений при организации занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста практическими методами и с использованием наглядного моделирования.
Задачи:
- изучить и определить значимость использования наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного возраста;
- обобщить и проанализировать теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность;
- предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в практическую деятельность.
В представленной работе раскрывается практический опыт по организации занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.
Ожидаемый результат: в результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшилось качество речи, расширился словарный запас, появилась уверенность в себе.
Данный опыт апробирован на практике в МБДОУ «ДСКВ № 35 «Звездочка», в течение учебного года. При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запоминают структуру рассказа, воспроизводят информацию. Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения решают в комплексе все задачи речевого развития.
Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина - это наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. [8]
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как, Эльконин, Венгер, Егорова [3,8] считают целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Венгер, Дьяченко [3] специалисты по моделированию выделили 3 этапа :
1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
Крупнейший учёный А. В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация, то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым тот возраст наиболее восприимчив». [4]
Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит, прежде всего:
- развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно - умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений;
- воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. [4]
У дошкольников среднего возраста развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, и целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.
Важно выбрать оптимальную форму занятий, которая может обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её. Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления.