Тамара Образцова
Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю на группе с детьми раннего возраста пятнадцать лет. Хочу поделиться с Вами своим опытом.
Дети второго года жизни радуются пению, движениям и игровым действиям под музыку. Поэтому стремлюсь вызвать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приёмов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями, желание слушать музыкальные произведения. Неоднократно повторяю с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).
Публикация «Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста (опыт работы)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В музыкальное занятие с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев включаю слушание музыки, музыкально – двигательный показ, игры и пляски. Длится занятие примерно – 8 – 10 минут, на слушание музыки и музыкально – двигательный показ отвожу 2 – 3 минут, а оставшуюся часть занимает игра или пляска.
В начале учебного года по музыкальному воспитанию детей от 1 года до 1 года 6 месяцев поставила перед собой следующие задачи:
1. Приобщать детей к весёлой и спокойной музыке.
2. Способствовать формированию умения различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).
3. Помогать понять содержание понравившейся песенки, подпевать (как могут, умеют, постепенно формируя умение заканчивать петь вместе со взрослым.
4. Приучать ходить под музыку. Показывать простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком, кружение, вращение руками – «фонарики»).
5. В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).
Детей старше 1 года 6 месяцев продолжают привлекать пение, звучание инструментов (бубен, колокольчик, погремушка). Музыкальные занятия провожу не более 10 минут. Структуру их несколько изменяю: после слушания музыки провожу игровые упражнения, от участия в игре, пляске перехожу к их показу. Организовываю занятия так, чтобы стимулирование детей и регуляция их деятельности происходили на основе слуховых впечатлений: речи, музыки, песни – про максимальном сокращении зрительного восприятия.
В начале учебного года по музыкальному воспитанию детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет поставила перед собой следующие задачи:
1. Развивать у детей музыкальную память и слуховые представления.
2. Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца.
3. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта, показывать инструмент (один из двух или трёх, на котором взрослый исполнял мелодию.
4. При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).
5. Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно.
6. Способствовать приобретению умения вслушиваться в музыку и с изменением характера её звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение).
7. Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идёт, зайка прыгает, птичка клюёт).
8. Продолжать учить вслушиваться в звучание музыки и чувствовать регистры (высокий и низкий).
Чтобы привить детям любовь к музыке, необходимо следующее:
Содержание музыкального репертуара должно соответствовать возрасту и развитию ребёнка. Методы и приёмы обучения – помогать раскрытию музыки интересно и ярко, чтобы дети воспринимали её эмоционально; музыкальный материал надо усложнять постепенно; все песенки и пляски желательно повторять в течение года неоднократно; ребёнок должен стремиться к самостоятельной передаче движения, что позволит ему проявить активность и сообразительность.
Активность ребёнка может быстро снизиться, если песня ему не нравится. Поэтому при подборе репертуара соблюдаю ряд условий:
1. Звуковой состав слов в песне должен быть легко произносимым.
2. Мелодия должна быть простой по своей музыкальной характеристике.
3. Подбираю песни, построенные на простых повторяющихся словах (бай – бай, ля – ля, да – да).
4. Использую музыкально – двигательный показ, игровые и наглядные методы, которые помогают раскрывать содержание песни.
5. При исполнении песни вызываю голосовые реакции у ребё нка: звукоподражание, вокализацию, подговаривание нараспев отдельных слов.
6. Побуждаю детей к самостоятельному пению в процессе убаюкивания куклы или мишки (баю – бай, при пляске (ля – ля, топ, топ) и т. д.
При организации непосредственной образовательной деятельности использую приё мы:
С 1 года до 1 года 6 месяцев
Слушание музыки Отличительной чертой слушания музыки является то, что исполняя мелодии, сопровождаю их музыкально – двигательным показом, используя сюжетную игрушку, демонстрируя её движения под песню. Первое появление игрушки нецелесообразно сопровождать пением. Вначале рассматриваю игрушку, даю её потрогать, а затем уже провожу музыкально – двигательный показ. Поощряю, если ребёнок начинает при пении взрослого тянуть гласные буквы, проявляет попытки вокализации. При слушании музыки использую игровые приёмы. Постепенно через восприятие музыки ребёнок начинает понимать значение слова «музыка».
Игры или пляски. В конце занятия провожу игры или пляски. Дети этого возраста легко перенимают движения взрослых, поэтому их можно быстро научить пружинить, притопывать ногой, полуприседать и т. д. В процессе игр и плясок ребёнок проявляет активность, его действия регулируются показом и словом взрослого, а также характером музыкального произведения. Ребёнок учится прекращать движение с окончанием музыки, менять движение с изменением звучания мелодии, но сначала делает это с некоторым запозданием.
О дальнейшем развитии детей сужу по следующим проявлениям их музыкальной и эмоциональной активности :
• Когда ребёнок слышит «Будет музыка», он затихает и идёт к взрослому в надежде услышать звучание музыкального инструмента, в течение 12 – 16 секунд внимательно слушает игру на инструменте и – после короткой паузы – продолжает это делать.
• Дети заинтересованно смотрят музыкально – двигательные показы с использованием сюжетных игрушек, стремятся подражать взрослому и произносить слоги или отдельные слова песни, которая сопровождает этот показ.
• По показу или без него выполняют движения, связанные с содержанием песни или попевки, могут воспроизвести отдельные элементы движения согласно словам песни.
• Помнят чередование двух движений, соответствующих словам звучащей песни, но для их исполнения сначала требуется показ.
• Услышав звучание плясовой музыки, дети начинают плясать сами. После показа движения взрослым топают ногой, хлопают в ладоши, крутят кистями рук, опускают их на голову и т. п.
• Под слова песни и по указаниям взрослого воспроизводят часть движений и действий, которые взрослый использовал при музыкально – двигательном показе.
С 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Музыкально – двигательные показы побуждают детей к игровым действиям, пляске, подпеванию. Для развития звуковысотного слуха большое значение имеет умение ребёнка подражать. С удовольствием (вместе с взрослым) подпевает и произносит слова с соответствующей интонацией (лает собачка, чирикает птичка, идёт кукла). Музыкально – двигательные показы способствуют формированию детской активности, помогают установить взаимосвязь музыки и движения, согласовывать движения рук и ног с музыкой.
Слушание музыки. Дети внимательно, с интересом слушают музыку, которая исполняется на разных инструментах. Новым по сравнению с предыдущей возрастной группой является то, что для слушания музыки детей рассаживаю на стульях, а сама сижу перед ними. Перед тем как приступить к исполнению, детям сообщаю название инструмента, вызываю интерес к тому, что они услышат. Учитываю возрастные особенности детей : эмоциональную импульсивность, неумение сдерживать свои переживания. Например, слушая весёлую музыку, ребёнок может начать хлопать в ладоши или смеяться. В таких случаях не сдерживаю, а даю возможность для самовыражения. При восприятии музыки уже не обязательно использовать сюжетную игрушку. Знакомую песню исполняю на различных музыкальных инструментах, а также использую музыкальные игрушки, аудиозаписи.
Упражнения, игры, пляски. Музыкально – ритмические движения детей значительно обогащаю и наполняю новым содержанием. Использую ярко контрастную музыку : первая часть – спокойная, вторая часть – подвижная, задорная. Характерным для этого возраста является то, что действия детей успешнее регулируются речью, звукоподражанием, музыкой. Дети учатся танцевать не только с взрослыми, но и партнёром – сверстником, выполняя простые плясовые движения. При организации этих видов деятельности учитываю возможности каждого ребёнка. Особое внимание уделяю пассивным детям. При этом помню, что нельзя настаивать, если ребёнок отказывается выполнять что – либо, - это вызывает негативные эмоциональные проявления (капризы, нежелание идти заниматься).
Подпевание и пение. Это наиболее сложный вид музыкальной деятельности детей. Новым по сравнению с предшествующим возрастом является активная вокализация. Стимулирование детей к звукоподражанию, подпеванию осуществляю за счёт подбора музыкального репертуара с протяжными мелодиями, построенными на повторяющихся интервалах: куклы или мишки (баю – бай, при пляске (ля – ля, топ, топ) и т. д.
Музыкальные игры, развлечения и праздники.
Они имеют развёрнутый сюжет : в сценарии использую песни, короткие спектакли кукольного театра, инсценировки стихов, сказок. Ребёнок включается в действие по ходу инсценировки, игры, в процессе пения потешки, пестушки или показа заводных игрушек. В данном возрасте отмечаются первые праздники: дни рождения, Новый год. Их организую в групповой комнате. Подготовительную работу осуществляю вместе с детьми: украшаем ёлку, украшаем комнату цветами и фонариками к дню рождения ребят. Особое место на празднике отводится пению. Когда дети ходят, бегают, пляшут, пою сама. Важное место на празднике отвожу ряжению. Для детей этого возраста достаточны только элементы костюма (длинные ушки – зайчик, шапочка – птички, нагруднички с изображением животных, надеваю их перед началом праздника. Праздник включает несколько игр, плясок, песен и показ спектакля – настольного или кукольного. Методика показа спектакля детям второго года жизни имеет свою особенность. Они медленно включаются в действие, и отдельные моменты спектакля в связи с этим требуют неоднократного повторения. Выступаю связующим звеном между зрителями (детьми) и действующими персонажами. Постоянно наблюдаю за малышами и в зависимости от их реакции вношу изменения по ходу спектакля. Если собака (игрушка) понравилась детям, даю возможность погладить её. Действие спектакля разворачиваю плавно и неторопливо. Длительность его зависит от поведения и реакции малышей. Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев выдерживают 8 минут, а от 1 года 6 месяцев до 2 лет 10 минут. Главное содержание праздника – игра, в которой присутствуют элементы зрелища, а затем действия детей. Например, в гости пришёл зайчик, он приветствует детей, задаёт им вопросы о празднике, вместе с ними отвечает на вопросы, дарит им платочки, а затем играет с ними. Для детей этого возраста главным содержанием праздника является их собственная деятельность: именно в ней ребёнок самовыражается и получает от этого удовольствие.
Дни рождения отмечают в этом возрасте в семейном кругу, в группе устраиваю угощение и организую игры. Создаю определённый эмоциональный настрой и приучаю детей к традиции устраивать праздник в свой день рождения.
Взаимодействие с родителями: Понимая, что получить положительные результаты в музыкальном развитии детей можно только при активном взаимодействии с родителями, с самого начала учебного года выстроила систему работы с семьёй в данном направлении. Предложила им «Показатели эмоционального развития ребёнка (до 3 лет, что помогло родителям сориентироваться в подборе игрушек и игр для занятий с детьми дома. Оформила консультацию «Музыка в жизни младенца». «В кругу семьи - Мамина школа» : Малыш и музыка; Музыка в развитии ребёнка второго года жизни; Не растут друзья в огороде (Музыкальные игры как средство развития взаимодействия между сверстниками второго года жизни). Провела групповое родительское собрание, где подробно остановилась на задачах музыкального развития детей данного возраста. Особое внимание уделяю беседам с родителями малоактивных детей.
При целенаправленном руководстве музыкальным развитием дети к концу второго года жизни достигли определё нных результатов:
1. Эмоционально реагируют на музыкальное занятие.
2. Усевшись на стуле в удобной позе, с интересом слушают музыкальное произведение (вначале внимания хватает на 14 – 21 секунду, а в последующем – на 40 – 45 секунд).
3. Дети внимательно, с интересом слушают знакомую песню и только мелодию той же песни, исполненную на одном из музыкальных инструментов.
4. В различных эпизодах музыкальных игр подпевают (бай – бай, ля- ля, да – да).
5. Переносят некоторые движения, действия, отрывки из сценок в самостоятельные игры, сопровождая их звукоподражанием и словами, которые запомнили из музыкально – двигательных показов.
6. Когда исполняю или показываю отдельные плясовые движения (полуприседания, кружение на месте, хлопки в ладоши или по коленкам, бег на месте, руки на бёдрах, повторяют их, а затем выполняют самостоятельно под текст песни.
7. Приглашают друг друга принять участие в пляске, могут танцевать вдвоём или втроём, присоединяются к кружку, в котором пляшет взрослый и с его помощью сужают или расширяют круг, смеясь и приближаясь друг к другу.