Раиса Михайличенко
Опыт работы «Влияние полихромной среды на воспитание и развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему «Влияние полихромной среды на
воспитание и развитие ребенка».
МБДОУ д/с№70 воспитатель
Михайличенко Р. Г.
Цель: Изучить основные аспекты личностно – ориентированного подхода в дошкольном образовании.
Публикация «Опыт работы „Влияние полихромной среды на воспитание и развитие ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Суть подхода: Наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ребенка. Под личностно – ориентированным подходом понимается построение особого рода педагогического процесса со специфическими целями, содержанием, технологиями. Этот подход специально ориентирован на развитие и саморазвитие личностных свойств ребенка. Под личностно – ориентированным подходом я понимаю создание ситуации, в которой ребенок просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием. Суть образовательного процесса согласно личностного подхода заключается в прохождении ребенка как субъекта активности в единстве с четырьмя составляющими:
- вхождение в мир природы,
- в рукотворный мир,
- к миру значимых других,
- возникновение самосознания.
Задачи: воспитателя в том, чтобы поддержать и развить активность ребенка, самостоятельность, ответственность и способствовать формированию творческой личности, создать такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности детей, эффективно накапливается личный опыт.
В первые годы своей жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок. В соответствии с ФГОС дошкольного образования общеобразовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.
Хромотерапия – это то направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот, может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при планировании пространственной среды у себя в группе. Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке, лежит в основе его комфортного существования.
В интерьере моей группы присутствует желтый, оранжевый, красный, зеленый и синий цвет. И чтобы цвет радовал ребенка или огорчал, помогал выразить настроение, передавал их эмоции, я начала знакомство с цветом с первой младшей группы. Я помогаю детям знакомиться с цветом на специально – организованных занятиях. Дети более восприимчивы к многоцветию нашего мира. Поэтому цвет для них является палочкой – выручалочкой в любых критических ситуациях. Плачущий ребенок успокаивается при виде яркой, красочной игрушки. Дети радуются яркой, нарядной одежде. Начиная со средней группы, я практикую практику «цветового дня». Дети сами выбирают цвет и ему посвящается целый день: с цветом знакомлю, играем, рисуем, создаем игры, постройки. Опыт показал, что хромотерапия несомненно способствует:
- улучшению психологического микроклимата в детском коллективе,
- стимулирует интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка,
- способствует приобретению детьми навыков психофизической релаксации.
Большую роль я отвожу игре, т. к. игра – это стихия детей. Именно во время игры ребенок учится сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, развивается и познает мир. Предлагаю названия игр по хромотерапии:
1. «Покрывала феи» - рассматриваем ткани.
2. «Путешествие в цветную страну»
3. «Цветная водичка» - делаем цветную воду разными способами.
4. «Зажги радугу» - выкладываем дуги на полу.
Уже могу сказать, что дети стали эмоционально – раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику музыке, сказочному герою и его поступкам, погоде, у детей появились навыки самоконтроля, они могут объяснить, почему они себя так или иначе вели.
Используя цветовые игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоции, т. е. создать благоприятный, психологический климат в детском коллективе. В конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.
С использованием хромотерапии:
- снизилось количество детей с симптомами тревожности и признаками гиперактивности,
- дети приобрели навыки коммуникации,
- уменьшились конфликты среди детей,
- дети стали больше интересоваться окружающим миром.
Всю эту работу я осуществляю через разные формы работы :
- образовательную деятельность,
- игры,
- эксперименты,
- художественное творчество,
- наблюдение,
- дидактические игры.
Этому предшествовала большая работа с родителями. Провела консультации на тему «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета», «Игры, развивающие восприятие цвета», «Значение цвета в жизни ребенка», «Изучение цвета с использованием дидактического материала в домашних условиях».
Провела родительское собрание на тему «Первое восприятие ребенка – это цвет».
Организовала выставку дидактических игр по сенсорному воспитанию. Оформила папку – передвижку «Что такое сенсорика и почему ее нужно развивать?». Провела НОД совместно с родителями «Осень золотая», «Весна в жизни ребенка».
Работа над хромотерапией у меня еще находится в стадии развития. Буду работать дальше и буду разрабатывать новые формы работы с детьми дошкольного возраста по теме «Хромотерапия».