Людмила Приписнова
Опыт работы по здоровьесбережению детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
по здоровьесбережению детей раннего возраста
Тема: «Расти здоровым, малыш!»
Подготовила:
Приписнова Л. С.
воспитатель первой квалификационной категории
Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста. Перед воспитателями и родителями стоит главная задача, заинтересовать детей заботься о своём здоровье с самых ранних лет.
Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70%, наследственности (15%, окружающей среды (8-10%) и медицины (8-10%).
Публикация «Опыт работы по здоровьесбережению детей раннего возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Здоровье ребенка- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый ребёнок физически, психически и социально активный.
Физическая активность – это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении.
Психическая активность выражается в потребности нормального развивающегося ребё нка в познании окружающей жизни:
- природы, человеческих отношений;
- в познании самого себя.
Социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
Проблема сбережения здоровья детей на основе здоровьеформирующего образования является на сегодняшний день самой актуальной. Особенно важно это для детей раннего возраста.
Здоровьесберегающие технологии являются важным средством сбережения и укрепления детского здоровья.
Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребё нку:
- справиться с трудностями привыкания к новой среде;
- организовать жизнь ребёнка в группе так, что это приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям;
- сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни, создавая при этом у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности;
- развивать у него различные умения, соответствующие возрастным возможностям;
- формировать потребность в общении со взрослыми.
И главная цель для нас является сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.
Мероприятия оздоровительного характера обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного периода, то есть привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.
На современном этапе развития общества в многих детских садах уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьёзной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей.
Рассмотрим подробнее наиболее часто используемых технологий по здоровьесбережению в дошкольных образовательных учреждениях:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технологии обучения здорового образа жизни.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя :
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- динамические паузы;
- игровой самомассаж;
- релаксация;
- пальчиковая гимнастика;
- бодрящая гимнастика;
- дыхательная гимнастика.
Подвижные игры подбираются в соответствии с местом и временем её проведения. Проводятся игры ежедневно: во время непосредсвено-образовательной деятельности по физическому развитию; на прогулке; на прогулке; в группе с малой степенью подвижности. При проведении подвижной игры, воспитатель берёт на себя ведущую роль, а дети выполняют имитационные движения. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации.
Спортивные игры подбираются в соответствии с местом и временем её проведения. Проводятся игры ежедневно.
Развивают физически, умственно;
Воспитывают нравственно;
Воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание);
Воспитывают трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение.
Динамические паузы проводятся во время непосредственной образовательной деятельность (2-5 минут, по мере утомляемости детей. Могут включать в себя подвижные игры, пальчиковые игры, физкультурные минутки и другое в зависимости от вида деятельности.
Под игровым самомассажем понимается – имитационные упражнения, мимические упражнения. Делая самомассаж, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового самомассажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма. Он проводится в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни.
Релаксация осуществляется с использованием спокойной классической музыки ( например: Чайковского П. И., звуки природы. Релаксационные упражнения играют большую роль в системе мер по снятию психоэмоционального напряжения.
Пальчиковая гимнастика рекомендуются особенно детям с речевыми проблемами. Проводятся в любой отрезок времени индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Бодрящая гимнастика проводится в любое время года, в течении 3-5 минут. Бодрящая гимнастика может сопровождаться музыкой, так как музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость. Гимнастика проводиться, для того чтобы поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений, устранить сонливость и вялость, помочь ребёнку «проснуться».
Варианты бодрящей гимнастики: разминка в постели и самомассаж; гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам и другие.
Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Для эффективности нужно обеспечить проветривание помещения. Проводят её в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Технологии обучения здоровому образу жизни включает в себя:
- непосредственная образовательная деятельность по физической культуре;
- утренние гимнастики;
- подвижные игры на свежем воздухе.
Физкультурная непосредственная образовательная деятельность проводятся в соответствии с программой: 2 раза в неделю 10 минут. Обязательно нужно проветривать помещение. Организация непосредственной образовательной деятельности проводится с использованием фольклора.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно утром, до завтрака, в хорошо проветренной комнате. Гимнастика длиться не более 5 минут. Ежедневная утренняя гимнастика проводится в виде подвижной сюжетной игры, сопровождающейся стихами. Ребёнок выполняет движения, повторяя их за воспитателем.
Подвижная игра является первым уроком физической культуры в жизни ребенка. Одновременно ребенку прививаются нравственные нормы поведения.
В игре дети познают окружающий мир, у них развивается фантазия, пространственное воображение и возникает много положительных эмоций, ощущение свободы, радости.
Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе, все это способствует умению ориентироваться ребенка в пространстве, укреплению здоровья ребенка, реже такие игры проводятся в закрытом помещении, в спортивном зале, в группе детского сада.
Одним из направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребёнка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему во взаимодействии с семьёй, детским садом, социумом.
Большое значение имеет взаимодействие с родителями по вопросам состояния здоровья ребенка. Только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о здоровье ребенка, развитие его физической подготовленности и сформированности мотивации к здоровому образу жизни, может обеспечить разумный выбор подходов к индивидуальному развитию каждого ребенка.
Решение этого вопроса требует от нас грамотного подхода к информированности каждого родителя.
Для этого мы определили задачи работы с родителями :
• Повышение педагогической культуры родителей;
• Изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта;
• Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
• Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;
Подобного рода отношения позволяют объединить усилия для достижения высокого уровня реального здоровья каждого ребенка. Решения этого вопроса требует от обеих сторон высокого уровня доверия, информированности и включенности в жизнь ребенка.
Взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, он требует особого внимания и специальной подготовки воспитателей. Особенно в случаях низкого уровня педагогической компетентности родителей, естественным следствием чего является низкая активность, высокая конфликтность либо безответственность ряда родителей.
Таким образом, применение в работе здороесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Только здоровый ребёнок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребёнка.
Литература.
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993 г.
2. В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. Растем здоровыми. П. ,2004 г.
3. Ю. Ф. Змановский. Воспитываем детей здоровыми. М., 1989 г.
4. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии». ВАКО, 2004 г.