Елена Мамедова
Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста
Мамедова Е. В., заместитель заведующего по ВМР
Султанова Е. В., воспитатель
Рудых В. Л., воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 94
Публикация «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, и заметили, что всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. Так как овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности, перед нами остро встаё т вопрос: как же помочь малышам справиться с этой проблемой?
Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.
Взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) [5]. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [11].
Следовательно, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, ведь познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание - одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно ещё и потому, что в раннем дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.
Учитывая важность проблемы, мы, объединив материалы разных авторов, решили провести углубленную работу в этом направлении. Наблюдая за малышами, мы обратили внимание на то, что многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, пальцы рук у них вялые и неловкие.
Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самые интересные и доступные для детей раннего и младшего дошкольного возраста – пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. По своей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В процессе их проговаривания включается работа рук, касание частей тела, поглаживание, постукивание, соединение пальцев. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно разделить их на группы по их назначению:
1. Игры-манипуляции: «Ладушки-ладушки», «Мы делили апельсин», «Сорока - белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчики пошли гулять», «Семья», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?». Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения: «Пальчики здороваются», «Ёлка», «Цветы», «Грабли» и др. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга») : «Колечко», «Кулак - ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Симметричные рисунки», «Горизонтальная восьмёрка».
4. Пальчиковые игры в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных играх используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук можно использовать грецкий орех, каштан, массажный мячик, карандаш.
5. Театр в руке: «Бабочка», «Сказка», «Осьминожки». Эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право – лево.
При проведении пальчиковой гимнастики с предметами помимо традиционных карандашей можно использовать катушки от ниток, футляры от бахил, грецкие орехи, каштаны, сосновые шишки. Во время упражнений или сразу после выполнения заданных действий мы проводим сравнение и описание предметов, по цвету, форме, твёрдости – мягкости, тяжести, по температуре (холодный или теплый). Таким образом, мы повторяем с детьми прилагательные, антонимы, обогащаем словарный запас, упражняем в развитии логического мышления памяти и внимании.
Одним из средств обогащения чувственного опыты и развития речевых способностей являются природные и бросовые материалы.
В своей работе мы используем разнообразные дидактические игры и пособия, созданные из бросового материала. Они просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат, нужна только фантазия и желание завлечь детей игрой. Основным материалом являются любые завинчивающиеся цветные крышки и контейнеры от пищевых продуктов, пластмассовые ячейки от киндер-сюрпризов, шнурки, пуговицы, колпачки от фломастеров и т. п. Такие материалы не ломаются, поэтому используются долгое время, удобны в работе как с одним ребенком, так и с группой детей. Нами сделаны переносные пособия которыми дети могут играть за столом, на ковре, в группе также оформлена сенсорная стена, с настенными стационарными пособиями на которых маленькие исследователи могут: застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, шпингалеты; включать различные выключатели; сравнивать разные по фактуре материалы (мягкие, твердые, гладкие, шершавые, колючие и т. п.); закручивать крышки, гайки; завязывать узелки и шнуровать и нанизывать различные предметы.
Малыши очень любят игры с пуговицами: сортировать по разным ёмкостям по размеру, по цвету, по количеству дырочек и т. п. ; выкладывать несложные узоры.
Использование игр с сыпучими материалами с успехом помогает активизировать и обогащать словарь дошкольника, закреплять понятия, название предметов, действий, признаков. Например, «Сухой бассейн» для рук, (в ёмкости с горохом, крупой или песком, ребёнок должен нащупать и попробовать угадать предмет (шарик, кубик и т. п.).
Для поддержания интереса детей мы периодически меняем и пополняем развивающую предметно-пространственную среду, придумываем новые игры и постепенно усложняем уже знакомые. Так как работа по развитию мелкой моторики ведётся в системе, она даё т положительные результаты: дети уверенно манипулируют мелкими предметами, движения становятся точными, уверенными и соответственно улучшается речь, активизируется и пополняется словарный запас, дети становятся более активными в общении.
Ребёнок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ребёнку необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки и предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. В. А. Сухомлинский говорил: «Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли – среди наглядных образов. Если с первых дней обучения ребёнок воспринимает только слова, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с заданной работой».
Литература
1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 С.
2. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. — 2014. — №5. —495-497 С.
3. Гаврина С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 С.
4. Ершова В. Н., Брехова Н. П. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 42-45.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М. : Просвещение, 1973. - 228 С.
6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательство Дом «Литера», 2005. – 32 С.
7. Плутaeвa E. Развитие мелкой мoтoрики у детей 2-4 лет // Дошкольное вoспитaниe. - 2011. - № 3. - 28-35 С.
8. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 60-61.
9. Рожков О. П., Дворова И. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни : Метод. рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 226 с.
10. Светловa И. E. Развивaeм мелкую моторику и координацию движений рук. - М. : Детство-пресс, 2012. - 71 с.
11. Фомина Л. В. Роль движений пальцев руки в развитии речи ребёнка раннего возраста. // Уч. зап. МГПИя. Т. 60: Исследование языка и речи. М., 1971. С. 47-60
12. Щелованов Н. М., Кистяковская М. Ю. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. - М. : Просвещение, 1996. - 256 с.