Анна Суховодова
Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования на тему:
«Влияние художественной
литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
(первая младшая группа)
1. Актуальность темы самообразования
Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание.
Публикация «Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Методика развития речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться, в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи.
Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходил к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактом с окружающим миром людей, вещей и природы.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Цель методической разработки:
- развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
При разработке плана я ориентировалась на то, что для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду : чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.
Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы ребё нок должен уметь:
Слушать произведения художественной литературы (сказки, рассказы, стихи)
Запоминать потешки, прибаутки;
Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;
Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
Анализировать явление, событие, поступки литературных героев, оценивать их;
Воспроизводить содержание произведения;
Читать наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм;
Назвать любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения,
С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
Знать содержание сказок; тексты выученных стихотворений.
Уметь отвечать на поставленные вопросы.
План работы с детьми
1 Познакомить с творчеством народных сказок «Курочка Ряба»
Закрепить знания о героях РНС «Курочка Ряба»
Консультация для родителей «Сказка в развитии речи детей» (см. приложение) Октябрь
2 Познакомить со стихотворением А. Барто «Лошадка»
Познакомить с РНС «Маша и три медведя»
Повторить дома стихотворение А. Барто «Лошадка»
Консультация для воспитателей
Тема: «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей»
Ноябрь
9 Познакомить с потешкой «Ладушки»; «Идет коза рогатая»
Разучивание потешки «Ладушки»; «Идет коза рогатая»
Познакомить с шуткой – прибауткой «Сорока-белобока»
Консультация для родителей «Пестушки, потешки, и прибаутки» (см. приложение) Декабрь
12 Познакомить с РНС «Колобок»”
Разучивание РНС «Колобок”с помощью драматизации
Консультация для родителей «Воспитание детей через художественное слово» (см. приложение)
Консультация для воспитателей Тема: " Методика ознакомление дошкольников с художественной литературой"
Январь
14 Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят»
Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят»
Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят» Февраль
16 Познакомить с РНС «Теремок»
Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением
Консультация для родителей «Научите ребенка красиво говорить» (см. приложение Март
18 Чтение и разучивание стихотворение «Бычок»
Познакомить с РНП «Два веселых гуся»
Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи» (см. приложение)
Консультация для воспитателей
Тема: «Приемы словесной помощи детям в слушании художественного текста»
Апрель
20 Чтение потешки «Киска»
Разучивание потешки «Киска»
Диагностика умений и знаний в области художественной литературы
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» (см. приложение) Май
Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .
Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
В группе раннего возраста я использую произведения разных жанров. Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращая внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказки, «Колобок» - предложили детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Курачка Ряба», «Колобок», «Три медведя» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Приложение
1. Консультация “Учим с ребенком стихи”
Способ №1 .
Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Если совсем маленькому крохе читать ритмичные стихи «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет», то когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. Известно, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. Если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2
Для быстрого заучивания наизусть желательно выбирать стихотворения, которые по содержанию соответствовали бы возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнего малыша заучивать «Лукоморье» А. Пушкина, чтобы показать его «гениальность». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского.
Способ №3 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз.
Таким образом, у дошкольника формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
2. Консультация «Сказка в развитие речи детей»
Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают.» и т. п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше
понять содержание сказки, правильно оценить некоторые се эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения. описания, типично сказочные обороты речи, те. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детям точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т. д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности
Неменее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.
Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом в беседах по сказе является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.
Например: Диалога зайца и тети вороны (сказка «Заяц - хваста»).
Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поошрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок и рассказов.
3. Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки»
Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д.
Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры.
Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.
Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то, или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.
Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек из нашего сборника, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.
4. Консультация «Воспитание детей через художественное слово»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать. Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:
- гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;
- правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.
5. Консультация «Научите ребенка красиво говорить»
Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.
В разговоре с малышом следите за своим произношением, говорите с ним неторопливо, четко произнося все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, с которыми малыш часто общается. Вывод – вовремя надо исправлять звуки окружающих. Ребенку нужен совершенно правильный образец речи для подражания. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употребляя усеченные слова или звукоподражание (Где бибика? Ляля хочет бай-бай, сюсюкать. Не рекомендуется заставлять малыша повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Это может привести к заиканию или искажению звуков.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда они ему ещё не доступны. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Допускается неправильное произношение звуков Р, Л до пяти–шести лет, звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Ц - до четырех–пяти лет, звуков С, З – до трех–четырех лет. При нарушении этих сроков следует обратиться к специалисту - логопеду. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. Не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец (Ты умеешь говорить Р. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно Р: хорошая). Чтобы закрепить это слово, можно предложить малышу обыграть его.
Занимайтесь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации, предлагая пересказать содержание сказки (рассказа). Если ребенок ошибся, не следует перебивать его, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец. Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ответ попозже (когда он поспит). Взрослый за это время сможет подготовиться. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника. С особым удовольствием дети слушают наши рассказы. Ведь нам тоже читали и рассказывали в детстве. А потом мы сами читали … Вечные книги связывают поколения, а в общении с ребенком создают радостную атмосферу родного дома – самого лучшего места на земле.
6. Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
· Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
· Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
· Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.
1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.
2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.
3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.
Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:
· После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
· Пальцы следует нагружать равномерно.
Упражнение для кистей
«Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли, разжать (фонарики зажглись).
Условно-статическое упражнение для пальцев
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты,
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
Динамическое упражнение для пальцев
«Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.