Наталья Зубенкова
Опыт работы учителя-логопеда «Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный опыт работы учителя-логопеда.
Любой из нас пришел на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить.
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда „Влияние артикуляционной гимнастики на развитие речи“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, а так же в социальной адаптации ребенка.
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Передо мной как специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.
В своей работе использую различные приемы:
1. Провожу семинар-практикум для родителей,
2. Изготовление буклетов для родителей;
3. Оформляю папки-передвижки;
4. Накапливаю наглядный и речевой материал (картинки, стихи, считалки, сказки);
5. Оформляю картотеки по различным темам.
Считаю, что важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. П. Правдина, М. Ф. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичёва, Н. А. Чевелёва и др.)
А вот зачем язык тренировать?
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
На формирование опыта оказали влияние ведущие педагогические идеи, обобщение опыта коллег и изучение литературы:
1. Филичева Т. Б. «Основы логопедии».
2. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».
3. Куликовская Т. А. «Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников».
4. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».
5. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения».
6. Краузе Е. Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы о роли артикуляционной гимнастики :
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
• Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
• Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.
• Занятия артикуляционной гимнастикой позволяет всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Состоит в анализе и обобщении исследований педагогов и психологов по проблеме правильного произношения и воспитания красивой речи у дошкольников условиях МБДОУ.
Выполнение упражнений требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематичного повторения.
Благодаря интернету, я познакомилась с опытом работы логопедов нашей страны, осуществляющих и устраняющих патологические артикуляционные уклады, сложившиеся в результате компенсаторных процессов.
Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей, отражённой в результатах контрольного обследования. Работа по развитию артикуляционной моторики дошкольников, с применением разнообразных форм и методов деятельности, дала определённые положительные результаты. Практика работы показала, что в группе прослеживается положительная динамика, наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности применения артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения и воспитания красивой речи дошкольников. Был сделан вывод, что у детей к концу года вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.