Алла Мельник
Урок математики в 8 классе (коррекционная школа неслышащих) на тему «Формулы сокращённого умножения»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство по социальной защите и труду
ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих детей»
г. Тирасполь,Март,2016г.
Урок математики в 8 классе неслышащих детей на тему:«Формулы сокращённого умножения».
Учитель математики высшей квалификационной категории: Мельник Алла Николаевна
Цели урока:
Публикация «Урок математики в 8 классе (коррекционная школа неслышащих) на тему „Формулы сокращённого умножения“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Образовательные: систематизировать, расширить и углубить знания и умения учащихся по применению формул сокращённого умножения в различных ситуациях, закрепить навыки решения уравнений и упрощения выражений.
Воспитательные: воспитать внимание, организованность, точность при выполнении заданий, взаимопомощь при работе в парах, ответственность, творческое отношение к учебному труду.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике, логическое мышление, наблюдательность, умение систематизировать и применять полученные знания, развивать память, сообразительность, с помощью мультимедийной презентации повысить активность учащихся на уроке.
Коррекционные: развивать умение формулировать ответы на вопросы в вариативной форме и считывать с губ знакомый речевой математический материал, чётко и слитно произносить предлагаемый речевой материал, использовать его в своей речи.
Тип урока: Урок обобщения и систематизация знаний.
Девиз урока: «У математиков существует свой язык- это формулы». С Ковалевская.
- Здравствуйте, ребята! (слайд1)
- Здравствуйте!
- На нашем уроке присутствуют директор школы, завуч, учителя. Они посмотрят, как мы будем работать. Поздоровайтесь с гостями.
- Здравствуйте! Мы рады вас видеть!
- Будем слушать. Вы готовы?
- Да, мы готовы.
- Серёжа, спроси у Яны какое время года сейчас?
- Сейчас весна.
- Катя, спроси у Коли какая погода сегодня?
- Сегодня солнечно, тепло.
- Лолита, спроси у Насти какое число сегодня?
- Сегодня 11 марта.
- Хорошо слушали и отвечали. Молодцы! Какую тему мы начали изучать?
(слайд2)
- Мы начали изучать тему: «Формулы сокращённого умножения»
(слайд 3 «цели», слайд 4 «тип урока», слайд5 «девиз урока»)
- А кто сегодня дежурный?
- Я, Гринченко Екатерина, сегодня дежурная.
- Катя, прочитай план урока.
ПЛАН УРОКА. (слайд6)
1. Организационный момент.
а) Дежурный звук.
б) Проверка домашнего задания.
2. Устная работа.
а) Представьте в виде квадрата.
б) Прочтите выражения.
в) Теоретический опрос: Повторение формул сокращённого умножения.
3. Закрепление изученного материала.
а) Математический диктант.
б) Найдите ошибку.
в) Выберите правильный ответ.
г) Решите примеры. Работа с учебником.
4. Физминутка.
5. Самостоятельная работа.
Заполните пропуски.
6. Итог урока. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход урока
- Какой сегодня дежурный звук?
- Дежурный звук В-Ф. (слайд7)
- Назовите слова со звуком В-Ф. Прочитайте по очереди.
Формулы, квадрат суммы двух выражений, квадрат разности двух выражений, удвоенное произведение, представьте в виде …., выберите правильный ответ.
- На предыдущих уроках вы познакомились с формулами сокращённого умножения.
Сегодня мы продолжим эту тему. Вы покажете, как вы знаете эти формулы, как вы умеете их применять, поработаете в парах, познакомитесь с более сложными примерами, где применяются формулы сокращённого умножения. Прежде чем приступить к работе каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы. В левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим целям и поставьте «+» или допишите свою цель. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя или своих товарищей, выставляя количество баллов в оценочные листы.
Оценочный лист (слайд8)
Цели Учебные элементы Количество баллов
1. Получить новые знания а) Представьте в виде квадрата
б) Прочтите выражение
в) Теоретический опрос до 3 баллов
до 3 баллов
до 5 баллов
2. Показать свои знания а) Математический диктант
б) Найдите ошибку
в) Выберите правильный ответ
г) Решите примеры до 5 баллов
до 3 баллов
до 5 баллов
до 5 баллов
3. Получить хорошую оценку Заполните пропуски до 5 баллов
4. Математическая речь до 5 баллов
5 Итог:
25 баллов и более
Оценка «5»
20-25 баллов Оценка «4»
16-19 баллов Оценка «3»
ХОЧУ (слайд9)
Хочу пожелать вам, ребята, увеличить объём своих знаний.
МОГУ
Сообщаю вам, что на уроке можно смело высказывать своё мнение, приводить свои способы решения примеров, консультироваться с товарищами, и даже сомневаться, ошибаться в чём-то.
УМЕЮ
Мы умеем выполнять преобразование выражений при помощи формул сокращённого умножения. Умеем правильно, четко произносить все звуки, давать полные грамотные ответы.
ДЕЛАЮ
Делаем каждый себе установку «Понять и быть первым, увидеть ход решения и двигаться только вперёд».
-Яна, спроси у Насти, что мы сначала будем делать на уроке?
-Сначала мы выполним устную работу.
-а) Представьте в виде квадрата: (слайд10) (решение)
9а2 4в2 25х2
-б) Прочтите выражение: (слайд11)
а2 (2х)2 2ху
-в) Теоретический опрос:
Повторение формул сокращённого умножения.
-Какую формулу вы видите на экране?
а2 - в2 = (а - в) · (а + в) (слайд12)
-Это разность квадратов двух выражений.
-Чему равна разность квадратов двух выражений?
-Разность квадратов двух выражений равна произведению разности этих выражений и их суммы.
-А как называется эта формула?
(а - в) · (а + в)= а2 - в2 (слайд13)
-Это произведение разности двух выражений и их суммы.
-Чему равно произведение разности двух выражений и их суммы?
-Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений.
-А что эта за формула?
(а + в)2 =а2 + 2ав + в2 (слайд14)
-Это квадрат суммы двух выражений.
-Чему равен квадрат суммы двух выражений?
-Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений. плюс квадрат второго выражения.
-Как называется эта формула?
(а - в)2= а2 - 2ав + в2 (слайд15)
-Это квадрат разности двух выражений.
-Сформулируйте формулу квадрата разности двух выражений.
-Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.
-Яна, спроси у Лолиты, что мы будем делать дальше?
-Закрепим изученный материал.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
а)Математический диктант. (слайд16)
Я диктую, вы слушаете внимательно, пишите ответы в тетрадях, затем меняетесь тетрадями и оцениваете друг друга.
Квадрат числа а а2
Удвоенное число в 2в
Сумма х и у х+у
Удвоенное произведение а и в 2ав
Квадрат суммы а и в (а+в)2
Квадрат разности а и в (а-в)2
-Сколько ошибок у тебя,Серёжа?
-У меня нет ошибок.
б) При записи формул были допущены ошибки. Найдите и исправьте их. (слайд17)
1) (а + в)2 = а2 + ав + в2 а2 + 2ав + в2
2) а2 - в2 = (а - в) · (а - в) (а - в) · (а + в)
3) (а - с)2 = а2 - 2ав + в2 (а - в)2
4) (а + в) · (а + в) = а2 + в2 (а + в) · (а - в) = а2 - в2 или
(а + в) · (а + в)=(а + в)2
в) Тест. Выберите правильный ответ. (слайд18)
Задание Ответы
1 2 3
(2 + в)2 4 - 4в + в2 4 + 2в + в 2 4 + 4в + в 2
(3 - 5у)2 9 + 30у + у 2 9 - 30у + 25у 2 6 - 15у + 10у 2
9х2 - 4у2 (3х - 2у) · (3х + 2у) (9х - 4у) · (9х + 4у) (3х - 2у) · (3х - 2у)
г)Решение упражнений на доске и в тетрадях.
- Как вы думаете, для чего нам нужно знать формулы сокращённого умножения? Где они применяются?
- Формулы сокращённого умножения применяются при упрощении выражений и нахождении значений выражений, при решении уравнений, при вычислении, при раскрытии скобок.
- Сейчас выполним упражнение.
Упражнение 866 (а) (слайд19)
Упростите выражение и найдите его значение:
(х -10)2 – х · (х + 80) при х =0,97
(х - 10)2 – х · (х + 80) = х2 - 20х + 100 - х2 - 80х = -100х + 100
-100х + 100 = -100 · 0,97 + 100 = -97 + 100 = 3
Ответ: 3
Упражнение 954 (б) (слайд20)
Решите уравнение:
(х + 6)2 - (х - 5) · (х + 5) = 79
х 2 + 12х + 36 - (х 2 - 25) = 79
х 2 + 12х + 36 - х 2 + 25 = 79
12х + 61 = 79
12х = 79 - 61
12х = 18
х = 18 : 12
х = 1,5
Ответ: х =1,5
Упражнение 941 (б) (слайд21)
Найдите значение дроби:
39,52-3,52 39,52-3,52 _ (39,5-3,5) · (39,5+3,5) _ 36 · 43 _ _36_ _ 1
57,52-14,52 57,52-14,52 (57,5-14,5) · (57,5+14,5) 43 · 72 2·36 2
Упражнение 938 (а) (слайд22)
Упростите выражение:
(а + 2) · (а - 2) – а · (а - 5)
(а + 2) · (а - 2)- а ·(а -5)= а2- 4 - а2+5а =-4 + 5а
Напишите баллы в оценочные листы.
-Что мы будем делать дальше?
-Дальше у нас физминутка. (слайд 23 - 32)
-Катя, спроси Колю, что мы сейчас будем делать?
-Сейчас будем решать самостоятельно.
Самостоятельная работа. (слайд33)
Заполните пропуски, чтобы получились верные равенства:
1) (у +)2 = у 2 + 6у + 9 (у + 3)2 = у 2 + 6у + 9
2) …- 2а)2 = 16 -… + 4а 2 (4 - 2а)2 = 16 - 16а + 4а 2
3) (а -)2 = а 2 -… + 9 (а - 3)2 = а 2 - 6а + 9
4) (6х +)2 = … +… + 25 (6х + 5)2 = 36х 2 + 60х + 25
5) (3х -) · (3х +) = 9х 2 - 16у 2 (3х - 4у) · (3х + 4у) = 9х 2 - 16у 2
Вишняков Сергей решает первые три примера.
Оцените свою работу.
Итог урока. Рефлексия. (слайд34)
-Урок закончился.
-Какая была тема урока?
-Формулы сокращённого умножения.
-Чему мы научились на уроке?
-Мы научились применять формулы
сокращённого умножения при решении
упражнений.
-Какие у вас оценки? Посчитайте ваши баллы.
-У меня оценка…
-Достиг ли ты своих целей?
Домашнее задание. (слайд35)
866 (б); 954 (а); 941 (а); 938 (а) повторить формулы сокращённого умножения.
Спасибо за урок. (слайд36)
САМОАНА
ЛИЗ[/u][/b]
урока по алгебре,проведённого в 8 классе неслышащих детей на тему: «Формулы сокращённого умножения»,учителем высшей квалификационной категории Мельник Аллой Николаевной.
В классе обучаются 6 учеников: 4 ученика слабослышащие и 2 ученика неслышащие. Все ученики считывают с губ. Учащиеся этого класса отличаются достаточно высокой мотивацией и изучению математики, добросовестны, дисциплинированны.
Урок проводился в соответствии с программой для общеобразовательных школ по математике. Использован учебник «Алгебра 6» под редакцией С. А. Теляковского. На изучение алгебры отводится 120 часов в год, 5 часов в неделю в первую четверть и 3 часа в неделю – остальные четверти.
На уроке ставились следующие цели:
Общеобразовательные: систематизировать, расширить и углубить знания и умения учащихся по применению формул сокращённого умножения в различных ситуациях, закрепить навыки решения уравнений и упрощения выражений.
Воспитательные: воспитать внимание, организованность, точность при выполнении заданий, взаимопомощь при работе в парах, ответственность, творческое отношение к учебному труду.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике, логическое мышление, наблюдательность, умение систематизировать и применять полученные знания, развивать память, сообразительность, с помощью мультимедийной презентации повысить активность учащихся на уроке.
Коррекционные: развивать умение формулировать ответы на вопросы в вариативной форме и считывать с губ знакомый речевой математический материал, чётко и слитно произносить предлагаемый речевой материал, использовать его в своей речи.
Урок состоялся из следующих этапов:
-устная работа – это теоретический опрос, чтение выражений;
-закрепление изученного материала - это математический диктант, нахождение ошибок в примерах, выбор правильного ответа, работа с учебником;
-самостоятельная работа.
Были применены такие методы: индивидуальная работа, работа в парах: «ты мне - я тебе», тестирование, самостоятельная работа с самопроверкой, элементы проблемного обучения (найди ошибку, заполни пропуски).
В ходе урока использовались информационно-коммуникативные технологии. Урок по математике с компьютерной поддержкой позволяет сделать процесс обучения интересным, наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление.
В ходе урока применялись разные режимы деятельности учащихся: ученик- группа, ученик-ученик, учитель- ученик.
На мой взгляд, наиболее эффективным методом обучения на данном уроке было предоставление учащимся определённой свободы действий, многие примеры они решали самостоятельно, сверяли ответы и сами оценивали. Также на уроке было решено много устных заданий, что способствовало развитию вычислительных навыков и навыков устного счёта у учащихся. Учащимся, у которых возникали трудности, была оказана дополнительная помощь. Таким образом, контроль над усвоением знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на протяжении всего урока.
Несложный для усвоения материал, а также диалоговая форма подачи обеспечивали высокую работоспособность и активность всего класса. Каждый из учащихся на уроке был оценён.
Урок имел большое воспитательное значение для учащихся, был направлен на решение актуальной задачи - воспитание толерантной личности, готовой к эффективному взаимодействию, умеющий адекватно оценивать себя и других.