ирина макарова
Урок-экскурсия по природоведению «Осень» в 5 классе (коррекционная школа VIII вида)
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕДОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.
УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА ПО ТЕМЕ “ ОСЕНЬ”.
Составила: Макарова Ирина Михайловна, учитель
Публикация «Урок-экскурсия по природоведению „Осень“ в 5 классе (коррекционная школа VIII вида)» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Урок-экскурсия (сезонная) природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида.
Тема: Осень.
Цель: обобщение и усвоение знаний об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями.
Задачи:
1. формирование элементарных представлений о признаках осени, о сезонных изменениях.
2. Установление причинно-следственных связей в природе, воспитывать любовь к природе.
3. Развивать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию.
Оборудование: учебные и письменные принадлежности, карточки с сообщениями, дневник наблюдений, звукозапись (П. И. Чайковского “Времена года”)
Ход урока.
I .Орг. момент.
1. Психогимнастика.
-Ребята, Сегодня у нас урок природоведения. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Давайте забудем о своих обидах и волнениях. Вздохните поглубже и выдохните. Вдохните в себя свежесть осеннего воздуха, улыбнитесь солнечным лучам. А теперь закройте глазки и послушайте музыку. (П. И. Чайковского “Времена года”) .Ребята красоту природы воспевали певцы, поэты, композиторы и художники.
II. Закрепление пройденного. Постановка темы и задач урока.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас урок – экскурсия. Мы тихонечко, не толкая друг друга, выйдем в школьный парк. У нас есть заранее заготовленный маршрут. Школьники переодеваются в гардеробе и следуют за учителем.
III. Проверка домашнего задания.
- Ребята, перечислите времена года.
-Сколько их?
-Сколько месяцев длится каждое время года
-Какое время года наступило (Осень)
IV. Изучение нового материала.
- Ребята, мы с вами сейчас надели пальто, курточки, шапки и береты. На ноги-ботинки и сапожки. Кто ответит почему?
-Стало холодно, утром моросил мелкий дождик.
-Какое время года наступило?
-Осень.
-Ответьте, пожалуйста, полным ответом.
-Наступила осень.
Я просила Олю выучить стихотворение об осени. Слушаем внимательно стихотворения. Обязательно благодарим чтецов.
Стих про осень. Листоход.
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт…
Листопад,
Смена времени года,
Листоход по реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться. (В. Шульжик)
Осень - красивое время года. Листья деревьев окрасились в разноцветные оттенки желтого и красных цветов. Начинается листопад. Листочки разноцветным ковром покрывают землю. Ваше первое задание. Я вам раздам карточки с названием деревьев. У кого окажется соответствующая карточка, поднимите ее вверх.
Итак, первая станция ‘‘Дубовая’’. Ребята, найдите в нашем школьном парке дуб (подходят к дубу).
Сережа, у тебя карточка № 1. Прочитай нам стих и сообщение о дубе.
Стих о дубе.
Листья ветром снесены-
Голо и уныло.
В ожидании зимы
Все вокруг застыло.
Но гляди-ка вот стоят
Темные дубочки,
И на их ветвях шумят
Темные листочки.
Крепко рядышком сидят
С веток падать не хотят. (Е. Груданов)
Могучий и великий дуб привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю. Дубу не страшны никакие бури и ураганы. Раньше из дубовых досок строили корабли. Сейчас делают мебель.
Ребята, посмотрите на лист дуба. Опишите их фору, цвет. (Он овальный, резной). Возьмите с собой по одному листочку.
Двигаемся дальше. У нас станция ’’Березовая’’.
Школьники подходят к березке.
-Иван, у тебя карточка№2?
Прочитай нам стих и сообщение о березе.
(Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры.)
Читает стих о березе.
Стих о березе.
За окном березки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет -
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.
(Л. Каваляка)
-Поднимите листочек, который ветер сорвал с березы. Опишите его (он,заостренный, с мелкими зубцами по краю).Какого цвета на березе листья осенью?
Ответы детей.
Следующая станция ’’Тополиная’’.
-Даша, у тебя карточка №3?
Читается стих о тополе.
Стих о тополе.
Это, что за Великаны,
Словно башенные краны,
С высоты на всех глядят,
Облака достать хотят?
Как-то летом расшалились,
Да за облако схватились.
Как тряхнули, что вокруг
Разлетелся белый пух.
А теперь стоят, скучают,
Ничего не замечают.
Еле кроной шевеля,
Тихо дремлют – тополя.
Опишите лист тополя (он заостренный, похож на березовый, но крупнее).
Двигаемся дальше. Мы пойдем к клену. А пока мы идем по дорожке давайте проведем физминутку на свежем воздухе.
Физминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали
До лужайки добежали
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
Следующая станция ’’Кленовая’’
Милана, у тебя карточка №4?
Читается стих о клене.
Стих про клен.
Летом у клена
Кафтанчик зеленый,
Солнышком пахнет обновка.
И желтенький плащик
Он переоденется ловко. (Я. Миллиз.).
Сообщение о клёне (у клёна крепкая древесина,из нее делают кларнеты и флейты,а еще клён –желанный гость для парков и скверов, ведь он так красив!
-Опишите лист клёна.
-Он похож на ладошку с растопыренными пальцами!
-В какие цвета раскрашены листья клёна? (желтые, красные, коричневые) возьмите с собой по одному листочку в класс, мы будем делать гербарий.
-Ребята, какие признаки осени мы вспомнили?
-Стало холодно, дуют сильные ветра, исчезли насекомые. Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.
-Дни стали короче, а ночи длиннее и холоднее.
-Правильно, ребята, я попрошу вас запомнить, что 23 сентября -день осеннего равноденствия : день равен ночи. Солнце поднимается невысоко и поэтому не успевает согреть землю.
Ребята, еще об одной примете осени мы забыли.
Что бы вспомнить, давайте поиграем в пальчиковую игру ’’птицы’’.
Слушаем стих и загибаем пальчики.
Эта птица-соловей,
Эта птица - воробей.
Эта птица – совушка,
Сонная головушка.
Эта птица-скворушка,
Серенькое перышко.
Эта птица-свиристель,
Эта птица-коростель.
Это – зяблик, это-стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну, а это - злой орлан.
Ну-ка, птицы, по домам (Е. А. Ульева).
-Ребята, о ком мы еще не поговорили?
-О птицах.
- Правильно. Как меняется жизнь птиц осенью?
-Они улетают на юг.
-А кто знает, какие птицы улетают на юг? Ответы детей:
-Журавли.
-Зяблики, ласточки, грачи.
-Скворцы, чибисы и трясогузки.
-Правильно, ребята, например, птицы коростель. Они не только летят, но и бегут в дороге, а вот журавли почти в пути не отдыхают. Так же готовятся к зиме звери. Они линяют, обрастают более теплой шубкой. Бурый медведь ищет место для зимовки (берлоги). Белочки запасают грибы и орехи.
V .Подведение итогов.
-Ребята, назовите признаки осени (ответы детей).
- А сейчас так же тихонечко возвращаемся в класс.
Молодцы, работали дружно, никто не толкался. Все старались быть вежливыми, правильно отвечали на вопросы.
VI. Домашнее задание: сделать подписи под рисунками ‘’Труд людей осенью’’.
Выполнить задания № 3-6 в тетради.
Литература:
1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5 класс. Под редакцией О. А. Хлебосолова, Г. Ю. Ерошена, Москва «Владос2011 г.
2. Дневник наблюдений по природоведению автора О. А. Хлебосолова, Москва “Владос” 2011
3. https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-berezku.html
4.
https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-
https://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-klen.html
https://numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-dub.html
https://lel.khv.ru/poems/resultik.phtml?id=2299&back=%2Fpoems%2Fpoems.phtml%3Fctg%3D7
https://allforchildren.ru/poetry/birds83.php