галина ростиславская
Психолого-орфографические основы обучения орфографии. Коррекционная школа
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы определить методику работы над формированием у школьников орфографических навыков, учитель исходит из психологической основы орфографического навыка. В психологии имеют место быть два типа навыка навык физического действия и навык "автоматизированного сознательного умственного действия". Орфографический навык следует относить ко второму типу. Если его разложить на составные части, то увидим его своеобразие, которое заключается в том, что составляющими его являются синтаксически правильное построение предложения и стилистически точное употребление слова. Орфографический навык, на самом деле,очень сложный навык. Он создается и закрепляется в процессе систематических длительных упражнений, а основой его являются простые навыки и умения - это автоматизированное начертание букв, фонетический анализ слова, звуко-буквенный, слоговой, "видение" орфограммы, и формулировка правила к орфограмме. (умение подвести ее под правило). Причем все это должно быть проделано сознательно. Когда последний сформируется, он будет действовать как автоматизированный способ выполнения более сложных действий.
Публикация «Психолого-орфографические основы обучения орфографии, Коррекционная школа» размещена в разделах
Это рекомендации. А теперь подумаем насколько возможно с детьми, имеющими нарушение интеллекта (НИ) действовать согласно вышеуказанным рекомендациям и каковы гарантии успешности работы учителя? Для этого сравним автоматизацию орфографического навыка у здорового ребенка и ребенка с НИ.
Здоровый ребенок, обучающийся в общеобразовательной средней школе. У него время автоматизации зависит от сложности орфограммы.
1. Уменьшает свои действия.
2. Свертывает умственные операции за счет обоснований и оперативных суждений.
3. Обобщает частные действия в крупные.
4. Усовершенствует приемы выполнения действий.
5. Отбирает более рациональные способы решения орфозадачи.
6. Автоматизирует действие, т. е. пишут по правилу, того не осознавая, без рассуждений.
Ребенок с НИ, обучающийся в коррекционной школе. Как правило, имеющий нарушение фонематического слуха и аналитико-синтетических функций восприятия и анализа осмысливания. Здесь 1. Осознание действий должно прийти.
2. Роль осознания должна быть увеличена.
3. Суждения либо отсутствуют,либо сам процесс крайне замедлен.
4. Объединять частные действия в крупные не могут. Крупные действия вообще не доступны.
5. О совершенствовании приемов не может быть речи. Все действия выполняются по образцу при многократном повторении и заучивании.
6. Самостоятельно, без помощи учителя, производить отбор рациональных способов решения орфозадачи - не могут. Должны услышать орфограмму - применить правило.
Всякий орфографический навык развивается при условиях развития речевого слуха, развития орфографической зоркости, понимания языковых знаний, овладения простыми навыками составления алгоритма -способа выполнения действий,выполнения достаточного количества практических упражнений и,конечно, систематической работы над ошибками. А значит для формирования навыка правописания следует:
1. Различать гласные и согласные, ударные, безударные, глухие, звонкие (парные, непарные,но дети имеют нарушения фонематического слуха.
2. Устанавливать соотношение произношения, написания (слышать). На фоне нарушения фонематического слуха эта действие затрудняется, иногда остается невозможным.
3. Разбирать слово по составу на части : корень, приставка, суффикс, окончание. Но выделить корень, если он закрыт приставкой, представляется большим затруднением в связи с пространственными нарушениями.
4. Подбирать однокоренные слова тоже достаточно трудно, поскольку низкий словарный актив.
5. Изменять форму слова.
6. Развитие фонематического слуха.
На развитом фонематическом держится вся орфография на уроке. Фонематический слух-это способность человека к анализу речевых звуков. Обладая хорошим фонематическим слухом, ребенок слышит фонему в слабой позиции,так называемый "опасный звук", и тут же сопоставляя по аналогии проводит проверку этого звука. Не всегда у детей с нарушением интеллекта имеет место нарушение фонематического слуха, но если в классе есть такие дети, у которых звуки не поставлены, нарушение речи, дислексия, то их следует выделить в отдельную для особой работы и обучению грамоты.
В 7-ом классе Вася, Юля, Диана, Дима - отдельная группа. Они не могут писать под общую диктовку вследствие разных причин. У Юли - нарушение произношения звуков, Дима не может складывать слоги (нарушение пространственной ориентировки, Вася не слышит окончания слов.
Обязательное проговаривание при письме слов по слогам результатов не даст, если нарушения не исправлены логопедом. Развитие фонематического слуха должно проходить только на основе лечения дефекта. В противном случае у таких ребят развить фонематический слух, и сформировать орфографическую зоркость при письме не представляется возможным. Такие дети так и остаются на уровне "списывания" текстов. Письмо под диктовку освоить они не смогут.
Можно заключить, что по формированию звуковой стороны речи - основной ведущий в двойке (преподаватель-логопед) является логопед. По формированию орфографической зоркости-основной ведущий - преподаватель языка.
Для той группы детей, у которых нет нарушения фонематического слуха и он позволяет услышать звук без искажения на большом количестве упражнений можно отработать алгоритм проверки "опасных звуков", т. е. тех звуков, произношение и написание которых не совпадает. Чтобы обнаружить их и написать мы обращаемся к проверочным словам. Проверочные слова берутся из ряда однокоренных, родственных слов или путем изменения формы слова с которыми у проверяемого слова устанавливаются определенные связи. Но в любом случае, прежде необходимо чтобы ребенок услышал "опасный"звук. Поэтому научить слышать - главный этап в работе над формированием орфографической зоркости. При работе над орфографией должно быть очень много практических упражнений. Пока ребенок не начнет ориентироваться в теме. Наличие ошибки свидетельствует о том, что ребенок имеет неправильные знания или не имеет их. Нельзя допускать отсутствие связей между знаниями. Программа обучения в коррекционной школе построена концентрически, что дает возможность выстроить систему упражнений с учетом усложнения условий от формирования внимания до осознания ошибки, предупреждения и исправления ее.