Шерстова
Урок изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по изобразительному искусству Тема : «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».
Цель: знакомство с цветом как средством выражения, составление теплых и холодных цветовых гамм.
Задачи:
Учебные:
Закрепить понятие о теплых и холодных цветах и их оттенках, научить детей составлять смешиванием красок;
Темочки:
- ИЗО в школе
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
совершенствовать навыки работы гуашью;
Развивающие:
развивать эстетическое отношение к действительности;
Воспитательные:
воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами.
Оборудование: для учащихся - бумага формата А4, гуашь, кисти, палитра.
Зрительный ряд: цветовой круг, изображения девочки Льдинки и девочки Огонька, репродукции картин В. Ван Гога «Подсолнухи», М. Врубеля «Сирень» и др.
Литературный ряд: стихотворения.
Ход УРОКА
1. Организационный момент
-Добрый день, мой класс,
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь!
Молодцы, теперь садитесь!
Ручки на парты, глазки на меня. Начинаем урок изобразительного искусства.
-Давайте проверим готовность к уроку. Проверьте, у всех есть краски (гуашь, кисти, баночки с водой, альбомы, тряпочка.
2. Беседа по теме урока
Послушайте сказку.
Солнышко захотело полюбоваться на себя в зеркало. Но где же его взять на небе? Там только ветер, тучи, облака.
- Я помогу тебе, - предложило маленькое белое Облако.
- А как? - спросило Солнышко.
- Подтолкни меня своим лучиком так, чтобы я подпрыгнуло! - засмеялось Облако.
Солнышко тут же несколькими лучиками подтолкнуло белое Облако.
От этого из Облака одна за другой пролились на землю капельки воды - дождик. Каждая капелька попадала на солнечный лучик так, что он мог в ней видеть свое отражение. Оно было очень красивым и разноцветным.
- Как я хочу, чтобы все на Земле увидели, какое я красивое! - воскликнуло солнышко.
И тут произошло чудо: на небе появились разноцветные дуги.
- Что это было? (Радуга.)
Правильно. После дождя солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и на небе появляется многоцветная радуга. Цвета радуги располагаются в строгом порядке.
- Есть специальная поговорка для запоминания их порядка. Кто ее знает? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
- Верно. Первая буква каждого слова обозначает первую букву в названии цвета. Назовите эти цвета. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
Оказывается, все цвета рождаются из прозрачного солнечного лучика.
- Как вы думаете, что получится, если соединить концы цветной радуги-дуги в колечко?
Получится цветовой круг.
(Учитель вывешивает пособие «Цветовой круг».)
-Он расскажет нам, как, используя одни его цвета, нарисовать морозные узоры, прохладную воду, лед. А другие его цвета напоминают нам о жарком лете, пылающем огне, теплом солнышке.
Тема нашего урока : «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета».
Сегодня к нам в гости пришли 2 девочки.
(Учитель вывешивает изображения девочки Льдинки и девочки Огонька.)
- Это Девочка Льдинка пришла с подружкой, девочкой Огоньком. Какие краски прячутся в платьице девочки Льдинки, а какие у девочки Огонька? (Голубой, синий, фиолетовый и желтый, оранжевый, красный.)
- Что вам напоминают синий, фиолетовый, голубой цвета? (Небо, снег, холодный ветер.)
Темно-синий вечер,
Голубой рассвет,
Льдинки и снежинки,
Их холодный свет.
Прохладу нарисуем сине-голубой –
Зимнюю картину видим мы такой.
- Это холодные цвета.
- Что напоминают вам желтый, оранжевый, красный? (Огонь, солнце, тепло.)
Жаркое солнце,
Теплый песок,
Ярко-оранжевый в поле цветок.
Самым горячим, красным и желтым,
Знойное лето цветом наполним!
-Это теплые цвета.
- Почему так называют цвета - теплые и холодные? Одинаковы ли они по настроению? ( Примерный ответ: Теплые цвета радостные, активные, счастливые. Напоминают солнце и огонь, что в природе действительно дает тепло. холодные цвета грустные, таинственные, успокаивающие. Напоминают лед, снег, что в природе действительно холодное.)
3. Работа со зрительным рядом
-Я приглашаю вас на выставку, где можно увидеть работы художников.
(Учитель показывает репродукции картин В. Ван Гога «Подсолнухи», М. Врубеля «Сирень» и др.)
- Найдите работы, выполненные в холодной цветовой гамме. (Дети указывают на нужные репродукции.)
- Покажите работы, выполненные в теплой цветовой гамме. (Дети показывают нужные работы.)
Посмотрите на свои баночки с гуашью. Возьмите те цвета, какие есть в цветовом круге (шестицветном). Попробуем их распределить на две группы. Справа поставим холодные цвета, а слева - теплые.
(Дети выполняют задание, в ходе которого возникает проблема - куда поставить зеленый цвет.)
4. Сообщение новых сведений:
- Вот и девочки Льдинка и Огонек все время спорят. Никак подружки не могут решить, как же назвать зеленый цвет. Дело в том, что зеленый цвет состоит из двух. Каких? (Желтого и синего.)
-Правильно. Из теплого - желтого и холодного - синего цвета. Значит, если, замешивая зеленый, девочка Льдинка, положит большую льдинку, он станет более холодным, но если девочка Огонек своим огнем осветит синий, то получившийся зеленый станет теплым, радостным.
(Учитель показывает таблицу «теплые и холодные цвета».)
- А как другие цвета можно сделать более теплыми или холодными? (Смешать с синей или желтой краской.)
-Правильно, нужно добавить солнышко или льдинку.
Физкультминутка
.
5. Творческая практическая деятельность учащихся
-Отгадайте загадку.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем. (Жар-птица)
-В какой сказке можно встретить жар-птицу? (Конек-Горбунок)
Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Вся она полна коварства,
В ледяное ее царство,
Если кто - то попадет,
То, пожалуй, пропадет. (Снежная Королева)
На заре встаёт,
Громче всех поё т:
На ногах он носит шпоры,
Голова его в уборе.
Как корона гребешок –
Голосистый (петушок!
Птица медленно плывёт,
Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива.
(Лебедь)
На доске вывешены силуэты на больших листах замка Снежной Королевы, Жар- птицы, Царевны Лебедь, Петушка. Можно использовать двусторонний скотч. На горизонтальной плоскости разложены кусочки бумаги «теплых» и «холодных» цветов в перемешанном состоянии. Одна группа оформляет этими кусочками цветной бумаги Жар-птицу и Петушка в «теплых» цветах, а другая замок Снежной Королевы и царевны Лебедь в «холодных». Задание выполняется не на скорость, что бы избежать суеты и травм. Обязательно проводится инструктаж по техники безопасности. Перед игрой ученики застегивают и убирают свои портфели с проходов между рядами. Четко объясняется задание и ведется контроль за его выполнением.
Подводится результат выполненной коллективной работы по группам.
Комментарии делают сами ребята из другой команды, справились ли с заданием соперники и исправляют допущенные ошибки.
6. Индивидуальная практическая работа.
Дети выполняют работу. Учитель помогает, указывает на ошибки.
7. Итог урока
7.1Выставка и анализ работ (по группам)
Словами не передать, какая красота получилась!
- Расскажите о своих работах.
Обобщение темы урока
- Что интересного узнали на уроке?
- Какие цвета относятся к теплым? (оранжевый, красный, желтый)
- А к холодным? (синий, фиолетовый)
- Итак, ребята, давайте закрепим знания о тёплых и холодных цветах. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Тепло – холодно». Я вам буду называть слова, а вы должны хором ответить, какое чувство вызывает у вас оно – тепло или холод.
(костёр, снеговик, снежинка, солнце, небо, дождь, аленький цветочек, вода, золотая рыбка, осенний лист)
7.2. Домашняя работа: подумать где в природе встречается «борьба» теплых и холодных красок, в каких состояниях природы, времен года преобладают «холодные» или «теплые» цвета.
А закончить урок, я хочу стихотворением:
Улыбнись с утра щенку,
И росинке, и цветку,
Пёстрой бабочке в лугах,
Солнцу в лёгких облаках.
Бабочка махнет крылом,
Солнце ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя
Семицветной чудо - радугой.
И тогда увидишь ты.
Сколько в мире красоты!
Обменявшись добротой,
Будет мир дружить с тобой.