Пестерева Наталья
Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока :
«Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька»
Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.
Учитель: Пестерева Наталья Александровна.
Учебники :Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение 3 класс». М. : Вентана-Граф, 2015 г.
Тема предыдущего урока :
«Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька
Публикация «Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе „Произведения о детях, А, П, Чехов, „Ванька“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Передача динамики в объемном изображении.
Тема следующего урока : Дополнительное чтение. Л. Н. Андреев «Кусака» (слушание)
Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа.
Формирование понятий: Литературный портрет героя, образ,
Объемная фигура.
Новые понятия на уроке : Заутреня, кобелек,
Цель урока : обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька».
Задачи урока :
• создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;
• совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Этап урока Учебные задачи Результаты деятельности ребенка
1 Организационный момент. Актуализация знаний.
Цель: Проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности учащихся.
Нацелить на работу по предметам «Литературное чтение и «изобразительное искусство»
Сегодня у нас урок-знакомство (прикрепляет на доску блок ЗНАКОМСТВО)
- Что такое знакомство?
-Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
учитель прикрепляет блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)
- Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?
-На что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.
Мотивация на учебную деятельность.
-Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
-На внешность, одежду, жесты, походку, мимику …
-Нет
-На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности
- Необходима тема.
Постановка проблемы.
Определение темы и задач урока.
- Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это?
- У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо? Отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в диалоги.
(учитель – ученик)
-Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…
- На прошлом уроке мы знакомились с личностью А. П. Чехова и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, поговорили о трудном детстве детей того времени. А сегодня на уроке мы знакомимся с кем? Как вы думаете?
- А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой?
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.
-Сформулируйте учебную задачу.
- С героем рассказа – Ванькой
-Да
Варианты учащихся
- Научиться анализировать образ героя.
Работа с текстом после чтения.
- Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. (Учитель заменяет блоки). Что такое портрет? (Работа с термином «литературный портрет» по словарю)
Работа с таблицей «ЗХУ»
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.
- Перед вами таблица «ЗХУ». Запишите все, что вы знаете о Ваньке в 1 столбик, а во 2 столбик запишем то, что вы хотели бы узнать о Ваньке, в 3 столбик что мы узнали и что нам осталось узнать. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно.
(Коллективно заполняются 1 и 2 столбики таблицы»ЗХУ»)
-Средств много, поэтому работу проведём в парах. Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции. Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.
( Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы, запись на листах, подготовка докладчика к выступлению)
Работа в парах.
Вспоминаем правило работы в парах.
Слайд1
- Зачитайте, что у вас получилось.
Физминутка.
«Чернильное пятно»
Учитель: - Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину: за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза покажите и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна)
Постановка проблемы
Организация познавательной деятельности.
-Ребята вот у нас и получился портрет нашего героя, я вам предолгою выполнить задание в рабочий тетради стр 105 задание 3.
Где каждый из вас напишет, каким представляете Ваньку.
-Ребята не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь. Сегодня я познакомлю вас с работой В. Маковского “Свидание”.
Как большинство других работ художника, она посвящена нелегкой жизни крестьян времен той эпохи.
Картина Маковского Свидание - написана в 1883 году, и является ярким примером русской живописи.. На небольшом холсте творец изображает целую эпоху. Мы видим двух безымянных персонажей: ребенка-подростка, и его маму, которая пришла навестить сына. Мы не знаем, кто эти персонажи, но понимаем: в них можно узнать большинство семей того времени. И очень сильно напоминает нам Ваньку из нашего рассказа. Герои въедаются в память, оставляя след в душе зрителя: мы переживаем за судьбу этих людей, но понимаем, что ничем не можем помочь. И от этого становится так грустно…
-Мы с вами попробуем при помощи пластилина воссоздать объемную композицию по картине
В. Маковского “Свидание”. И при этом будим использовать только один цвет ребята как вы думаете какой цвет нам подойдет?
-Главное, не будем торопиться.
- Наша задача - научиться лепить из пластилина объемные фигуры и создать своими руками всех персонажей этой картины.
- Перед тем как начнем работать, давайте вспомним, правело работы с пластилином.
Слайд 2
Высказывают предложения
Обобщение изученного.
Рефлексия.
Цель:Проверка осмысленного понимания материала. Объективно оценивать свою деятельность.
-Вернитесь к УЗ (учебной задаче). Достигли вы её или нет?
- Какие чувства у вас возникли во время чтения?
- Чем заканчивается рассказ?
- В какое время написано письмо?
- А ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Давайте и мы представим так
Прочитайте начало предложения и заканчивают его.
*На уроке мне было интересно….
*На уроке я узнал… Отвечают на вопросы, обобщают,
делают выводы.
- Жалость.
-Многоточием
-перед Рождеством
Оценивают собственную деятельности.
Читают начало предложения и заканчивают его
*На уроке мне было интересно….
*На уроке я узнал…
Постановка домашнего задания.
Цель: Закрепить пройденный материал. Домашняя работа по выбору
Оценка «5»
Заполнить 3 –й столбик таблицы.
Рабочая тетрадь стр 104, з 2
Оценка «4» Рабочая тетрадь стр 104, з 2
Оценка «3» нарисовать иллюстрацию к рассказу «Ванька»
Запись домашнего задания.