Оксана Нигматулина
Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Автор : учитель- логопед
Нигматулина Оксана Гордеевна
МДОБУ «Детский сад № 18»
г. Минусинск
Упражнения, предназначенные для усвоения одного из основных разделов лексики - антонимических отношений, важных не только для расширения словаря ребенка, но и для развития его общеречевой и мыслительной деятельности - умения подбирать слова.
Упражнение № 1 Изображение антонимов жестами.
Публикация «Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Задание: ребенку предлагается изобразить жестом или пантомимой наиболее простые пары антонимов.
Примеры:
большой – маленький
высокий – низкий
широкий – узкий
длинный – короткий
тяжёлый – лёгкий
Упражнение № 2 Подбор антонимов к заданным словам.
Ребенку предлагается закончить предложения, которые читает ведущий.
Задание: закончить предложение, используя антонимы.
Образец: летом тепло, а зимой – холодно.
Слон большой, а крот …
Слон большой, а столик…
Ребенок маленький, а взрослый …
Арбуз большой, а яблоко…
Чемодан большой, а сумка…
Город большой, а деревня…
Море большое, а озеро…
Грядка маленькая, а поле…
Туча большая, а облако…
У крокодила хвост длинный, а у зайца….
У жирафа шея длинная, а у бегемота…
Год длинный, а день….
У страуса ноги длинные, а у пингвина….
У девочки волосы длинные, а у мальчика-…
Летом день длинный, а зимой …
Шорты короткие, а брюки…
Зимой день короткий, а летом…
Веревка длинная, а лента…
Полено короткое, а бревно…
Елка высокая, а земляника…
Фонарь высокий, а забор…
Дом высокий, а избушка …
Бегемот низкий, а жираф…
Сосна высокая, а куст…
Холм высокий, а гора …
Один берег высокий, а другой…
Куст высокий, а трава…
Шкаф высокий, а столик…
Фикус высокий, а кактус…
Река широкая, а ручеек…
Дорога широкая, а тропинка…
Лента узкая, а полотенце…
Проспект широкий, а переулок…
Коридор широкий, а комната…
Юбка узкая, а платье…
Туфли узкие, а ботинки…
Ковер широкий, а половичок.
Тропинка узкая, а дорога…
Ручеек узкий, а речка…
Мостик узкий, мост…
Змея тонкая, а бегемот…
Палка тонкая, а бревно…
Червяк тонкий, а гусеница …
Бегемот толстый, а змея…
Сук толстый, а ветка…
Бревно толстое, а палка…
Нитка тонкая, а веревка …
Канат толстый, а веревка…
У обезьяны хвост тонкий, а у лисы…
Дуб толстый, а береза.
Колбаса толстая, а сосиска…
Картон толстый, а бумага…
Карандаш толстый, а ручка…
Книга толстая, а журнал…
Горчица горькая, а конфета …
Лекарство горькое, а варенье …
Лук горький, а пирожное…
Редька горькая, а репа…
Внучка молодая, а бабушка.
Внук молодой, а дедушка…
Бабушка старая, а внучка.
Картошка старая, а укроп…
Сосенка молодая, а сосна…
Дуб старый, а дубок…
Печка горячая, а снег …
Огонь горячий, а лед…
Чай горячий, а мороженое …
Солнце горячее, а луна…
Суп горячий, а студень…
Лимонад холодный, а кофе…
Зайчик тяжелый, а попугай…
Арбуз тяжелый, а персик…
Подушка легкая, а одеяло …
Облако легкое, а туча…
Воздушный шарик легкий, а кирпич…
Платье легкое, а пальто …
Стул легкий, а диван…
Книга тяжелая, а тетрадь.
Бегемот тяжелый, а воробей…
Ведро тяжелое, а блюдце…
Камень тяжелый, а яблоко…
Щенок легкий, а собака…
Улитка ползет медленно, а заяц бежит …
Черепаха медленная, а заяц бежит…
Индюк медленный, а страус…
Гепард быстрый, а ленивец …
Ребенок быстрый, а старик…
Льдина медленная, а корабль …
Река медленная, а ручеек…
Редиска мелкая, а репа…
Горошина мелкая, а фасолина ….
Ручеек мелкий, а река.
Колодец глубокий, а лужа…
Овраг глубокий, а канава…
Тарелка глубокая, а блюдце.
Ночью темно, а днем …
Вечером все засыпают, а утром …
Внизу – подвал, а вверху …
Подушка мягкая, а камень …
Сначала ёжик потерял фонарь, а потом его …
Буратино веселый, а Пьеро…
Ежик смелый, а заяц….
Летом погода солнечная, а осенью …
Снег белый, а уголь…
Змей Горыныч злой, а Иван – Царевич.
Баба Яга злая, а Фея.
Бармалей злой, а Доктор Айболит…
Ведьма злая, а гном.
Великан огромный, а Мальчик – с - пальчик…
Камень на дороге сухой, а в луже …
Упражнение №3 Различие наглядно предъявленных предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.
Ребенку дают несколько предметов и предлагают разложить на две группы по противоположным признакам, например, в одну группу – толстые (веревка, палка, свеча и т. п., а в другую – тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.). Ребенок называет антонимические признаки вслух, может также изобразить их жестами. Следует поощрять речевые высказывания у детей с задержкой речевого развития.
Образец: Верёвка и шнурок (длинный – короткий).- Верёвка длинная, а шнурок короткий.
Упражнение № 4 Рассказ о предметах с использованием антонимов.
Задание: предложить ребенку рассказать об игрушках, хорошо знакомых предметах, сравнивая, их друг с другом и употребляя антонимы.
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: практическое освоение слов с противоположным значением.
Ребенку предлагается сказать наоборот.
Вариант № 1 (антонимы из числа прилагательных)
Примеры: горячий - холодный, старый - молодой, сильный - слабый, сытый - голодный, тонкий – толстый, хороший – плохой, шершавый - гладкий, солёный – сладкий, сладкий – кислый, умный – глупый, крупный – мелкий, глубокий – мелкий, грустный - весёлый, чёрный – белый, трусливый – смелый, добрый – злой.
Вариант № 2 (антонимы из числа наречий)
Примеры: хорошо – плохо, много - мало, крепко – слабо, умно – глупо, быстро – долго, ярко – тускло, крупно – мелко, тепло – холодно, темно – светло, легко – тяжело, горько – сладко, грустно – весело, добро – зло, трусливо – смело.
Вариант № 3 (антонимы из числа глаголов)
Примеры: говорить – молчать, мастерить – ломать, смеяться – плакать, потерял – нашёл, упал – встал, продал - купил, надел – снял, встал – сел, поймал – отпустил, сломал – починил.
Упражнения, предназначенные для усвоения таких сложных разделов грамматики и лексики, как личные и притяжательные местоимения.
Упражнение № 1 Наглядное изображение понятия о притяжательных местоимениях с помощью предметов.
Задание: ребенку показывают предметы, принадлежащие ему, и задают вопросы: «Чья это машина? Чей это заяц?» и т. п. Затем ведущий показывает свои вещи и спрашивает: «Чьи это тапочки?» и т. п.
Упражнение № 2 Образование личных форм глагола настоящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.
Задание: поставить глагол в нужную форму.
Образец: Хочется гулять, и я гуляю, ты гуляешь и т. д.
Пример:
Надо спать –
и я … (сплю,
и ты … (спишь,
и он … (спит,
и она … (спит,
все мы … (спим,
и вы (спите,
и они … (спят).
Так что ты иди, спи!
И вы идите, спите!
Упражнения, предназначенные для усвоения одно из наиболее трудных для ребенка разделов грамматики – употребления предложных конструкций.
Игра «Куда спрятался?»
Оборудование: у каждого ребенка одна большая картинка с изображением, например, шкафа, тумбочки и т. п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например, кошку, книгу и т. п. В большой картинке сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки. Возможные сочетания картинок: шкаф – кошка, тумбочка - чайник, письменный стол – книга и т. п.
Методические рекомендации. Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет в, за, под, около, над и т. п. и каждый раз спрашивает: Где? Ребята отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова: В шкафу. За шкафом. Под шкафом и т. д.
Упражнение №2 Выбор одно предлога из двух.
Задание: выбрать правильный предлог.
На / в дереве поспели яблоки.
За/ перед деревом спрятался мальчик.
Под / над ромашкой кружится бабочка.
К /от дому подлетает сова.
Упражнение №3 Наглядное изображение предлогов с помощью игрушек и предметов домашней обстановки.
Задание. Можно взять игрушки и расставить их так, чтобы одна игрушка была на стуле, другая под столом, третья перед шкафом и т. д. Ребенка спрашивают: «Мишка сидит на чем? Зайка спрятался под чем» Когда ребенок правильно ответит на вопросы, можно изменить положение игрушек и задать вопросы в боле сложной форме: «Мишка сидит где?» Если у ребенка возникают трудности связанные с большим количеством предлогов – он путает их, называет наугад и т. п. - следует повторить упражнение, используя только одну пару предлогов, например, над – под или за – перед.
Упражнения, предназначенные для усвоения разделов грамматики и лексики, связанных с числительными.
Упражнение № 1 Образование счетного падежа (употребляется только в сочетании с числительными «два», «три», «четыре»).
Упражнение выполняется устно.
Ведущий показывает два пальца и спрашивает: «Сколько пальцев?» Ребенку надо ответить.
Затем ведущий показывает по два предмета в комнате, названия которых – существительные мужского или среднего рода: 2 ведра, 2 окна, 2 кресла, 2 мячика, 2 самосвала, 2 самолёта и т. д.
Ребенку надо назвать пары предметов, используя числительное «два» («два ведра» и т. д.). В случае затруднения надо подсказать и выполнить еще несколько предметов для закрепления.
Затем ведущий показывает по 2 предмета в комнате, названия которых – существительные женского рода: 2 матрёшки, 2 куклы, 2 пирамидки, 2 зебры, 2 ленты, 2 картины и т. д.
После того как ребенок усвоил различия в сочетаниях «два…» и «две…», ведущий показывает то по 2 предмета, названия которых – существительные мужского и среднего рода, то по 2 предмета, названия которых – существительные женского рода.
Примеры: 2 грузовика, 2 парохода, 2 яблока, 2 дерева, 2 машины, 2 куклы и т. д.
Если ребенок затрудняется с выбором рода числительного, следует назвать существительное в единственном числе и предложить ребенку определить его род. Пример: «Вот это кукла». Как ты скажешь – «мой кукла» или «моя кукла»? Если кукла – она, как ты скажешь «Это два кукла» или «Это две куклы?» Также в случае затруднения надо повторить образцы словосочетаний, обращаясь к картинке или предметам домашней обстановки ( например: «Это две ложки, а это …». Ребенку надо закончить фразу – «две вилки»).
Упражнение № 2 Образование словосочетаний числительных типа «пять» с существительными в родительном падеже множественного числа.
Ребенку надо образовывать родительный падеж множественно числа от именительного падежа единственного числа по различным моделям.
Образец № 1:
Один стол – пять столов
Слова для примеров: лак, салат, халат, молочник, половник, атлас, флаг, флакон, плакат, класс, клык, лом, велосипед, глобус, клоун, шалун, тулуп, каблук, вокзал, кинжал, самосвал, овал, пьедестал, зал, бал, шакал, пенал, факел, гол, стол, балкон, волк, колпак, колчан, солдат, логопед, лодочник, лыжник, кашалот, луноход.
Образец № 2:
Один лоб – пять лбов
Слова для примеров: платок, дятел, узел, козёл, котёл, угол, осёл.
Образец № 3:
Один плащ – пять плащей
Слова для примеров: ландыш, лаваш, луч, шалаш, калач, малыш.
Образец № 4:
Один локоть – пять локтей
Слова для примеров: лапоть, лось, голубь, желудь.
Образец № № 5:
Один чулок – пять чулок
Слова для примеров: глаз
Образец № 6:
Одно полотенце – пять полотенец
Слова для примеров: кресло
Образец № 7:
Одно одеяло – пять одеял
Слова для примеров: зеркало, пугало, покрывало, болото, облако, яблоко, стекло.
Образец № 8:
Одна голова – пять голов
Слова для примеров: лама, лампа, пила, акула, кукла, игла, скала, свекла, пчела, шпала, калоша, колонна, лужа, лупа, луковица, палуба, клумба, клубника.
Образец № 9:
Одна ложка – пять ложек
Слова для примеров: ласточка, балалайка.
Образец № 10:
Одна вилка – пять вилок
Слова для примеров: лавка, булавка, палатка, закладка, заплатка, лодка, кладовка, блузка палка, галка, скалка, скакалка, полка, заколка, булка, белка, вилка.
Образец № 11:
Одна ладонь – пять ладоней
Слова для примеров: кладь.
Литература:
1. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. -метод. пособие,/ Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. – М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.- 159.
2. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб. : Издательский дом «Нева»; «ОЛМА - ПРЕСС Образование», 2003.- 240 с.