Папки-передвижки

Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста

Оксана Нигматулина
Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Автор : учитель- логопед

Нигматулина Оксана Гордеевна

МДОБУ «Детский сад № 18»

г. Минусинск

Упражнения, предназначенные для усвоения одного из основных разделов лексики - антонимических отношений, важных не только для расширения словаря ребенка, но и для развития его общеречевой и мыслительной деятельности - умения подбирать слова.

Упражнение № 1 Изображение антонимов жестами.

Публикация «Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Задание: ребенку предлагается изобразить жестом или пантомимой наиболее простые пары антонимов.

Примеры:

большой – маленький

высокий – низкий

широкий – узкий

длинный – короткий

тяжёлый – лёгкий

Упражнение № 2 Подбор антонимов к заданным словам.

Ребенку предлагается закончить предложения, которые читает ведущий.

Задание: закончить предложение, используя антонимы.

Образец: летом тепло, а зимой – холодно.

Слон большой, а крот …

Слон большой, а столик…

Ребенок маленький, а взрослый …

Арбуз большой, а яблоко…

Чемодан большой, а сумка…

Город большой, а деревня…

Море большое, а озеро…

Грядка маленькая, а поле…

Туча большая, а облако…

У крокодила хвост длинный, а у зайца….

У жирафа шея длинная, а у бегемота…

Год длинный, а день….

У страуса ноги длинные, а у пингвина….

У девочки волосы длинные, а у мальчика-…

Летом день длинный, а зимой …

Шорты короткие, а брюки…

Зимой день короткий, а летом…

Веревка длинная, а лента…

Полено короткое, а бревно…

Елка высокая, а земляника…

Фонарь высокий, а забор…

Дом высокий, а избушка …

Бегемот низкий, а жираф…

Сосна высокая, а куст…

Холм высокий, а гора …

Один берег высокий, а другой…

Куст высокий, а трава…

Шкаф высокий, а столик…

Фикус высокий, а кактус…

Река широкая, а ручеек…

Дорога широкая, а тропинка…

Лента узкая, а полотенце…

Проспект широкий, а переулок…

Коридор широкий, а комната…

Юбка узкая, а платье…

Туфли узкие, а ботинки…

Ковер широкий, а половичок.

Тропинка узкая, а дорога…

Ручеек узкий, а речка…

Мостик узкий, мост…

Змея тонкая, а бегемот…

Палка тонкая, а бревно…

Червяк тонкий, а гусеница …

Бегемот толстый, а змея…

Сук толстый, а ветка…

Бревно толстое, а палка…

Нитка тонкая, а веревка …

Канат толстый, а веревка…

У обезьяны хвост тонкий, а у лисы…

Дуб толстый, а береза.

Колбаса толстая, а сосиска…

Картон толстый, а бумага…

Карандаш толстый, а ручка…

Книга толстая, а журнал…

Горчица горькая, а конфета …

Лекарство горькое, а варенье …

Лук горький, а пирожное…

Редька горькая, а репа…

Внучка молодая, а бабушка.

Внук молодой, а дедушка…

Бабушка старая, а внучка.

Картошка старая, а укроп…

Сосенка молодая, а сосна…

Дуб старый, а дубок…

Печка горячая, а снег …

Огонь горячий, а лед…

Чай горячий, а мороженое …

Солнце горячее, а луна…

Суп горячий, а студень…

Лимонад холодный, а кофе…

Зайчик тяжелый, а попугай…

Арбуз тяжелый, а персик…

Подушка легкая, а одеяло …

Облако легкое, а туча…

Воздушный шарик легкий, а кирпич…

Платье легкое, а пальто …

Стул легкий, а диван…

Книга тяжелая, а тетрадь.

Бегемот тяжелый, а воробей…

Ведро тяжелое, а блюдце…

Камень тяжелый, а яблоко…

Щенок легкий, а собака…

Улитка ползет медленно, а заяц бежит …

Черепаха медленная, а заяц бежит…

Индюк медленный, а страус…

Гепард быстрый, а ленивец …

Ребенок быстрый, а старик…

Льдина медленная, а корабль …

Река медленная, а ручеек…

Редиска мелкая, а репа…

Горошина мелкая, а фасолина ….

Ручеек мелкий, а река.

Колодец глубокий, а лужа…

Овраг глубокий, а канава…

Тарелка глубокая, а блюдце.

Ночью темно, а днем …

Вечером все засыпают, а утром …

Внизу – подвал, а вверху …

Подушка мягкая, а камень …

Сначала ёжик потерял фонарь, а потом его …

Буратино веселый, а Пьеро…

Ежик смелый, а заяц….

Летом погода солнечная, а осенью …

Снег белый, а уголь…

Змей Горыныч злой, а Иван – Царевич.

Баба Яга злая, а Фея.

Бармалей злой, а Доктор Айболит…

Ведьма злая, а гном.

Великан огромный, а Мальчик – с - пальчик…

Камень на дороге сухой, а в луже …

Упражнение №3 Различие наглядно предъявленных предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.

Ребенку дают несколько предметов и предлагают разложить на две группы по противоположным признакам, например, в одну группу – толстые (веревка, палка, свеча и т. п., а в другую – тонкие (шнурок, карандаш, нитка и т. п.). Ребенок называет антонимические признаки вслух, может также изобразить их жестами. Следует поощрять речевые высказывания у детей с задержкой речевого развития.

Образец: Верёвка и шнурок (длинный – короткий).- Верёвка длинная, а шнурок короткий.

Упражнение № 4 Рассказ о предметах с использованием антонимов.

Задание: предложить ребенку рассказать об игрушках, хорошо знакомых предметах, сравнивая, их друг с другом и употребляя антонимы.

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: практическое освоение слов с противоположным значением.

Ребенку предлагается сказать наоборот.

Вариант № 1 (антонимы из числа прилагательных)

Примеры: горячий - холодный, старый - молодой, сильный - слабый, сытый - голодный, тонкий – толстый, хороший – плохой, шершавый - гладкий, солёный – сладкий, сладкий – кислый, умный – глупый, крупный – мелкий, глубокий – мелкий, грустный - весёлый, чёрный – белый, трусливый – смелый, добрый – злой.

Вариант № 2 (антонимы из числа наречий)

Примеры: хорошо – плохо, много - мало, крепко – слабо, умно – глупо, быстро – долго, ярко – тускло, крупно – мелко, тепло – холодно, темно – светло, легко – тяжело, горько – сладко, грустно – весело, добро – зло, трусливо – смело.

Вариант № 3 (антонимы из числа глаголов)

Примеры: говорить – молчать, мастерить – ломать, смеяться – плакать, потерял – нашёл, упал – встал, продал - купил, надел – снял, встал – сел, поймал – отпустил, сломал – починил.

Упражнения, предназначенные для усвоения таких сложных разделов грамматики и лексики, как личные и притяжательные местоимения.

Упражнение № 1 Наглядное изображение понятия о притяжательных местоимениях с помощью предметов.

Задание: ребенку показывают предметы, принадлежащие ему, и задают вопросы: «Чья это машина? Чей это заяц?» и т. п. Затем ведущий показывает свои вещи и спрашивает: «Чьи это тапочки?» и т. п.

Упражнение № 2 Образование личных форм глагола настоящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.

Задание: поставить глагол в нужную форму.

Образец: Хочется гулять, и я гуляю, ты гуляешь и т. д.

Пример:

Надо спать –

и я … (сплю,

и ты … (спишь,

и он … (спит,

и она … (спит,

все мы … (спим,

и вы (спите,

и они … (спят).

Так что ты иди, спи!

И вы идите, спите!

Упражнения, предназначенные для усвоения одно из наиболее трудных для ребенка разделов грамматики – употребления предложных конструкций.

Игра «Куда спрятался?»

Оборудование: у каждого ребенка одна большая картинка с изображением, например, шкафа, тумбочки и т. п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например, кошку, книгу и т. п. В большой картинке сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки. Возможные сочетания картинок: шкаф – кошка, тумбочка - чайник, письменный стол – книга и т. п.

Методические рекомендации. Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет в, за, под, около, над и т. п. и каждый раз спрашивает: Где? Ребята отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова: В шкафу. За шкафом. Под шкафом и т. д.

Упражнение №2 Выбор одно предлога из двух.

Задание: выбрать правильный предлог.

На / в дереве поспели яблоки.

За/ перед деревом спрятался мальчик.

Под / над ромашкой кружится бабочка.

К /от дому подлетает сова.

Упражнение №3 Наглядное изображение предлогов с помощью игрушек и предметов домашней обстановки.

Задание. Можно взять игрушки и расставить их так, чтобы одна игрушка была на стуле, другая под столом, третья перед шкафом и т. д. Ребенка спрашивают: «Мишка сидит на чем? Зайка спрятался под чем» Когда ребенок правильно ответит на вопросы, можно изменить положение игрушек и задать вопросы в боле сложной форме: «Мишка сидит где?» Если у ребенка возникают трудности связанные с большим количеством предлогов – он путает их, называет наугад и т. п. - следует повторить упражнение, используя только одну пару предлогов, например, над – под или за – перед.

Упражнения, предназначенные для усвоения разделов грамматики и лексики, связанных с числительными.

Упражнение № 1 Образование счетного падежа (употребляется только в сочетании с числительными «два», «три», «четыре»).

Упражнение выполняется устно.

Ведущий показывает два пальца и спрашивает: «Сколько пальцев?» Ребенку надо ответить.

Затем ведущий показывает по два предмета в комнате, названия которых – существительные мужского или среднего рода: 2 ведра, 2 окна, 2 кресла, 2 мячика, 2 самосвала, 2 самолёта и т. д.

Ребенку надо назвать пары предметов, используя числительное «два» («два ведра» и т. д.). В случае затруднения надо подсказать и выполнить еще несколько предметов для закрепления.

Затем ведущий показывает по 2 предмета в комнате, названия которых – существительные женского рода: 2 матрёшки, 2 куклы, 2 пирамидки, 2 зебры, 2 ленты, 2 картины и т. д.

После того как ребенок усвоил различия в сочетаниях «два…» и «две…», ведущий показывает то по 2 предмета, названия которых – существительные мужского и среднего рода, то по 2 предмета, названия которых – существительные женского рода.

Примеры: 2 грузовика, 2 парохода, 2 яблока, 2 дерева, 2 машины, 2 куклы и т. д.

Если ребенок затрудняется с выбором рода числительного, следует назвать существительное в единственном числе и предложить ребенку определить его род. Пример: «Вот это кукла». Как ты скажешь – «мой кукла» или «моя кукла»? Если кукла – она, как ты скажешь «Это два кукла» или «Это две куклы?» Также в случае затруднения надо повторить образцы словосочетаний, обращаясь к картинке или предметам домашней обстановки ( например: «Это две ложки, а это …». Ребенку надо закончить фразу – «две вилки»).

Упражнение № 2 Образование словосочетаний числительных типа «пять» с существительными в родительном падеже множественного числа.

Ребенку надо образовывать родительный падеж множественно числа от именительного падежа единственного числа по различным моделям.

Образец № 1:

Один стол – пять столов

Слова для примеров: лак, салат, халат, молочник, половник, атлас, флаг, флакон, плакат, класс, клык, лом, велосипед, глобус, клоун, шалун, тулуп, каблук, вокзал, кинжал, самосвал, овал, пьедестал, зал, бал, шакал, пенал, факел, гол, стол, балкон, волк, колпак, колчан, солдат, логопед, лодочник, лыжник, кашалот, луноход.

Образец № 2:

Один лоб – пять лбов

Слова для примеров: платок, дятел, узел, козёл, котёл, угол, осёл.

Образец № 3:

Один плащ – пять плащей

Слова для примеров: ландыш, лаваш, луч, шалаш, калач, малыш.

Образец № 4:

Один локоть – пять локтей

Слова для примеров: лапоть, лось, голубь, желудь.

Образец № № 5:

Один чулок – пять чулок

Слова для примеров: глаз

Образец № 6:

Одно полотенце – пять полотенец

Слова для примеров: кресло

Образец № 7:

Одно одеяло – пять одеял

Слова для примеров: зеркало, пугало, покрывало, болото, облако, яблоко, стекло.

Образец № 8:

Одна голова – пять голов

Слова для примеров: лама, лампа, пила, акула, кукла, игла, скала, свекла, пчела, шпала, калоша, колонна, лужа, лупа, луковица, палуба, клумба, клубника.

Образец № 9:

Одна ложка – пять ложек

Слова для примеров: ласточка, балалайка.

Образец № 10:

Одна вилка – пять вилок

Слова для примеров: лавка, булавка, палатка, закладка, заплатка, лодка, кладовка, блузка палка, галка, скалка, скакалка, полка, заколка, булка, белка, вилка.

Образец № 11:

Одна ладонь – пять ладоней

Слова для примеров: кладь.

Литература:

1. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. -метод. пособие,/ Л. В. Забродина, Е. С. Ренизрук. – М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.- 159.

2. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб. : Издательский дом «Нева»; «ОЛМА - ПРЕСС Образование», 2003.- 240 с.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Д/и «Приготовим салат»Цель: учить детей проговаривать.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико-грамматических средств языка Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи и лексико – грамматических средств языка в старшей группе с.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи Задачи: 1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2. упражнение в образовании относительных.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6-го года жизни Непосредственно – образовательная деятельность по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6го.

Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение,.

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи. Планета «Детство» Цели занятия - Совершенствовать.

Пособия «Яблочные штучки» для коррекции нарушений произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста (1 часть)Пособия «Яблочные штучки» для коррекции нарушений произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста (1 часть) 19 августа в нашем дошкольном образовательном учреждении проводился праздник «Яблочный Спас». Развлечение было интересным, с подвижными.

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Путешествие в волшебный лес» Цели: • расширять, закреплять и обобщать знания о диких животных; • активизировать словарный запас по теме; • совершенствовать грамматический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2016 в 17:18
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения для коррекции лексико–грамматических нарушений речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Нигматулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД