Татьяна Зиновьева
Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мышления.
1. Если я…
Цель: развивать логическое мышление, учить грамматически правильно строить предложения.
Публикация «Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Педагог предлагает детям закончить предложение, подумав о возможных результатах:
-Если я полью цветы…
-Если я соберу свои игрушки.
-Если я выйду летом в пальто…
- Если я открою в ванной кран с горячей водой.
-Если я поеду в зоопарк…
Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».
2. Что бывает круглым?
Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.
Педагог, кидая мяч детям по очереди, задает вопрос, на который те должны ответить, после чего вернуть мяч обратно.
-Что бывает круглым?
-Что бывает длинным?
-Что бывает высоким?
-Что бывает зеленым?
- Что бывает сладким?
-Что бывает горьким?
Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.
3. Кто больше?
Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.
Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.
К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
4. Говори наоборот.
Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.
Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению. Например:
-Веселый-грустный
-Быстрый-медленный
-Полный-худой
-Большой- маленький
-Тяжелый-легкий
-Гладкий-шершавый
-Умный-глупый
-Твердый- мягкий и т. д.
5. Кто как разговаривает?
Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.
Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».Например:
-Корова- мычит
-Тигр-рычит
-Змея-шипит
-Комар – пищит
-Собака – лает
-Волк – воет и т. д.
6. Кто мы?
Цель: расширять словарный запас детей.
Педагог поясняет детям, что один и тот же человек в разных местах называется по-разному. А вы знаете, кто вы?
-У мамы с папой (Сын, дочка.)
-У учителя (ученики.)
-В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)
-В транспорте едете? (Пешеходы.)
-В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)
-В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)
7. Назови то же самое, но по-другому.
Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.
Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:
Смелый- храбрый, отважный.
Красивый- прекрасный, чудесный.
Большой-огромный, громадный.
Маленький-крошечный, малюсенький.
Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.