Приложение МААМ

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников

Наталия Чаленко
Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи.

Планета «Детство»

Цели занятия - Совершенствовать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных. – Закреплять навык различать род имен существительных. – Закреплять умение пользоваться в речи распространенным предложением. – Закреплять навык строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос. – Тренировать фонематический слух, звуковой анализ и синтез. – Формировать зрительное и слуховое внимание, понимание речи память, мышление. – Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком. – Развивать мелкую моторику и координацию движений. – Развивать творческие способности детей.

Публикация «Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников» размещена в разделах

Оборудование Маленький мячик, большой мячик, разноцветные домики (красный, желтый, зеленый, синий, собранные из конструктора ЛЕГО игрушки на каждого ребенка (машина, кукла, самолет, кубики, ведро и т. п.). Картинки с изображением цирковой арены, плоскостные животные, картинки с изображением чудо-зверя, елки, зайчика, ежика, пенька, картинки с изображением листьев (дубовый, березовый, кленовый, рябиновый, картинки – символы звуков (а, о, и, у, конверты, карточки с заданиями для каждого ребенка.

Организационный момент

Логопед. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Вы спокойны и добры, вы приветливы и ласковы. Вы здоровы. Давайте вдохнем через нос свежесть, доброту, красоту. А выдохнем через рот огорчения, злобу, все обиды. А теперь давайте пожелаем доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Как вы думаете, какого цвета мячик я сегодня принесла на занятия?

Ответы детей.

Сегодня я принесла голубой мячик. Мы будем его передавать друг другу правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком – вот так.

Дети передают мячик, обращаясь по имени и желая доброго утра.

Дети. Доброе утро, Юля. Доброе утро, Паша, и т. д. Доброе утро, Наталия Ипполитовна.

Логопед. Доброе утро дети. Занимайте свои места за столами.

Разноцветные домики

Логопед. Дети, как называется планета, на которой мы живем?

Дети. Мы живем на планете Земля.

Логопед. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая называется Детство.

Дети выполняют движения, соответствующие тексту стихотворения.

На планету чтоб попасть Всем сначала надо встать, Хлопнуть, топнуть и нагнуться, Вновь подняться, улыбнуться. Тихо сесть, глаза закрыть, Обо всем на миг забыть, Дружно всем сказать слова: «Здравствуй, детство и игра»

Звучит волшебная музыка. Дети открывают глаза и видят изображение планеты Детства, у каждого ребенка на столе стоит игрушка.

Вот мы и оказались на планете Детство. Вместе с вами сюда попали игрушки. Назовите их. Дети. Кубики, машина, самолет, кукла и т. д. Логопед. Назовите игрушку, которая с вами вместе отправилась в путешествие на планету Детство. Например, так: у меня кукла. Юля, что у тебя? Юля. У меня кубики. Логопед. Паша, что у тебя? Паша. У меня самолетик. Также отвечают все дети.

Логопед. Жители планеты Детство живут в разноцветных домиках (Показывает на один из домиков). Какого цвета этот домик? Дети. Красный. Логопед. Правильно. В красном домике живут предметы, про которые можно сказать «она». (Показывает на следующий домик). Какого цвета этот домик? Дети. Зеленый. Логопед. Правильно. А в зеленом домике живут предметы, про которые можно сказать «он». (Показывает на следующий домик). Какого цвета этот домик? Дети. Синий. Логопед. Правильно. В синем домике живут предметы, про которые можно сказать «они». (Показывает на следующий домик). Какого цвета этот домик? Дети. Желтый. Логопед. Правильно. А в желтом домике живут предметы, про которые можно сказать «оно».

Вы игрушкам помогите, В нужный домик поселите.

Например, так: это кукла, кукла будет жить в красном домике. Потому что кукла – «она». Дети расселяют свои игрушки в домики, давая при этом полные ответы.

Чудо - зверь

Логопед. Игрушки заняли свои домики, а наше путешествие по планете Детство продолжается. Жителям планеты Детство нравится ходить в цирк. Там на арене с концертной программой выступает очень необычный зверь. (Выставляет на мольберт картинку, составленную из трех частей: голова зайца, туловище волка, хвост лисы.) Это что за чудо-зверь В цирке на арене? Из кого составлен он - Разберись скорее. Зовут чудо-зверя Зайцеволколис. Чья голова у этого зверя? Дети. Заячья. Логопед. Чьи уши? Дети. Заячьи. Логопед. Чье туловище? Дети. Волчье. Логопед. Чей хвост? Дети. Лисий. Логопед. Чьи передние лапы? Дети. Волчьи. Логопед. Чьи задние лапы? Дети. Лисьи. Логопед. А скажите, дети, мы можем встретить на планете Земля такого чудо-зверя? Дети. Нет, этот зверь живет только на планете Детство.

Обобщающие понятия

Логопед. Зайцеволколис выступает на арене цирка с предметом, название которого вы узнаете, если поймаете в ладошки звуки, которые я произнесу, а потом из этих звуков составите слово: (м, (а, (ч). Дети складывают «чашечкой» ладошки и ловят звуки.

Какое слово получилось? Дети. Мяч. Логопед. Я предлагаю вам поиграть в мяч. Дети встают около своих стульев. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть одним словом сразу несколько предметов, а вы ловите мяч, затем кидаете мне его назад и называете любой из этих предметов. Например: овощи – огурец.

Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя обобщения: одежда, обувь, мебель, посуда, домашние животные, деревья, транспорт и т. д.

Прогулка в лес

Логопед. А сейчас я приглашаю вас совершить прогулку в лес, но чтобы дойти до него мы с вами должны аккуратно прошагать вот по этим кочкам, стараясь не упасть.

Мы по кочкам в лес пойдем, Ни за что не упадем!

Дети шагают по «кочкам» и попадают на лесную поляну. Какие деревья вы увидели в лесу?

Дети. Елки, ели.

Логопед. А что у елок на веточках вместо листочков?

Дети. Иголки.

Логопед. Как по – другому можно назвать иголки?

Дети. Хвоинки.

Логопед. Но это не просто хвойный лес, это – лес волшебный. Каждый, кто сюда приходит, может ненадолго Превратиться в дерево.

Вы на месте повернитесь И в дерево превратитесь.

Дети поворачиваются вокруг себя, поднимают руки вверх и превращаются в дерево.

Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Вдруг подул сильный ветер – деревья стали раскачиваться и рассказывать о своих листочках.

Дети.

Весенние листочки на веточках сидят, Весенние листочки детям говорят: Кленовый: «Ааа». Рябиновый: «Иии». Березовый: «Ооо». Дубовый: «Ууу».

Называя листочки, логопед обращает внимание детей на мольберт с картинками, где изображены эти листья, а под ними картинки – символы звуков, которые произносят листочки [а], [и], [о], [у].

Логопед. Дети, скажите, какой листочек пел песенку «Ааа»? Дети. Кленовый. Логопед. Какой листочек пел песенку «Иии»? Дети. Рябиновый. Логопед. Песенку «Ооо»? Дети. Березовый. Логопед. Песенку «Ууу»? Дети. Дубовый. Логопед. Давайте присядем на лесной полянке и вместе с листочками скажем громко: «а – и – о – у». А сейчас каждый из вас тихо – тихо, почти шепотом, скажет «а – и – о – у» .

Каждый ребенок сначала громко, потом шепотом произносит «а – и – о – у».

Самомассаж

Логопед. Мы поговорили с весенними листочками, давайте приляжем на лесной полянке, немного отдохнем, послушаем пение лесных птиц и сделаем себе легкий массаж.

Звучит магнитофонная запись пения птиц, дети делают массаж. Ручки растираем - Потирают ладони. И разогреваем, - Хлопают в ладоши. И лицо теплом своим нежно умываем

Разогретыми ладошками проводят себе по лицу сверху вниз. Пальчики сгребают Все плохие мысли,

Граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам. Ушки растираем Сверху в вниз мы быстро, Растирают пальцами рук ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем, Сгибают руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивают уши вниз за мочки.

А потом руками Трогаем мы щечки.

Легко похлопывают щеки ладошками. Логопед. Молодцы ребята, вставайте, нам пора возвращается на свои места.

Что нам почта принесла?

Дети занимают свои места. На столах перед ними лежат «письма». Логопед. Пока мы гуляли в лесу, нам пришла почта. Кто принес нам письма? Дети. Почтальон.

На конвертах приклеены картинки с изображением зверюшек.

Логопед. Давайте внимательно посмотрим на конверт и расскажем, от кого мы получили письма. Например: Я получила письмо от цирковой обезьянки.

Дети. Я получила письмо от циркового льва. Я получил письмо от цирковой собаки и т. д.

Логопед. Давайте заглянем в конверт и посмотрим, что там внутри. Дети достают из конвертов карточку с двумя наклеенными картинками.

Расскажите, пожалуйста, какие предметы у вас изображены на карточках и сколько их. А рассказывать будете вот так. «У меня один синий чайник и одна красная клубника».

Дети. У меня одно желтое солнышко и одна серая кошка. Один зеленый огурец и одна оранжевая морковь. Одно ро- зовое платье и один синий бант и т. п.

Логопед. Молодцы, теперь мы знаем, что вам прислали в конвер- тах жители планеты Детство. А сейчас мальчики уберут свои картинки в конверт, а девочки положат свои картин- ки на конверт.

Дети выполняют инструкцию.

Подведение итогов

Дети встают со своих мест и образуют полукруг возле логопеда.

Логопед. Вам понравилось путешествие по планете Детство?

Дети. Да.

Логопед. Вспомните и назовите, какие игрушки вместе с вами оказались на этой планете.

Дети называют игрушки, которые расселяли в разноцветные домики.

Наше путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что мы еще не раз вернемся туда, будем там играть и заниматься.

О чем мечтают дети?

Дети. О счастье на планете.

У нас мечта одна – да здравствует игра!

Логопед. Игра?

Дети. Игра!

Логопед. Игры мир добр и светел, И вечен мир игры. Он полон звонких песен, И сказки и мечты. Он дарит радость встречи, Ведь все мы в нем друзья. Пусть на любой планете

Дети. Всегда живет игра!

Логопед. На память о нашем путешествии жители планеты Детство хотят подарить вам вот эти маленькие сувениры. (Показы- вает маленький сундучок, в котором лежат коробочки с мозаи- кой на каждого ребенка). Наше занятие закончено, вы мо- жете отдохнуть, внимательно рассмотреть свои подарки.

Звучит веселая детская музыка.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи старших дошкольников Неделя игры «Игрушки»Программное содержание Тема занятия: Игрушки. Составление описательного рассказа по схеме. Вид занятия: Формирование.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи у старших дошкольников с нарушениями речи Лексико-грамматическое занятие по формированию словообразования и словоизменения у детей с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников
Опубликовано: 17 мая 2015 в 19:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщающее занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Чаленко (УИ 252498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД