Вера Вовк
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6го года жизни
Тема: Овощи и фрукты.
Цели: Коррекционно-образовательные:
• Уточнить и расширить представления об овощах и фруктах, месте их произрастания, признаках.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6-го года жизни» размещена в разделах
• Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять согласова-ние существительных в роде, числе, падеже, образовывать относи-тельные прилагательные, развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие :
• Активизировать речевую деятельность, мышление, зрительное внимание и восприятие, сенсорные ощущения.
Коррекционно-воспитательные:
• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, сотрудничество.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, предметные картинки, геометрические формы, фигура Незнайки, аппликации фруктов, картина «Сад-огород», стаканы с изображением компотов, банки с изображением варенья, корзинка, ведро, наборное полотно.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Сядут дети, у кого на столе лежит фрукт, а теперь те, у кого лежит овощ.
2. Постановка цели занятия.
- Ребята, послушайте стихотворение:
В огороде много гряд, есть и репа и салат,
Тут и свекла и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит целый год.
- О чем говорится в этом стихотворении? (В нем говорится об овощах).
- А теперь послушайте второе стихотворение:
Однажды хозяйка пошла в магазин,
оттуда она принесла апельсин,
яблоко, грушу, банан, мандарин,
вишню, сливу, лимон, виноград.
Каждый из нас был бы этому рад.
- О чем это стихотворение? (Это стихотворение о фруктах).
- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (Мы будем говорить о фруктах и овощах).
3. Беседа по теме.
- Давайте рассмотрим этот поднос. Что на нем лежит? (Это помидор, это лук, это репа и т. д.)
- Как это назвать одним словом? Что это? (Это овощи).
- Какие еще овощи вы знаете?
- А что на этом подносе? (Это фрукты).
- Какие еще фрукты вы знаете? (Дети называют овощи и фрукты и выставляют картинки на доске).
- Вы правильно назвали овощи и фрукты. А теперь давайте посмотрим, чем отличаются фрукты и овощи, и чем они похожи.
- Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду на деревьях).
- Как называется сад, если в нем растут фрукты? (Сад фруктовый).
- А где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках).
- А как еще по-другому сказать, где растут овощи? (Овощи растут на земле, на кустиках, в земле).
- Кто ухаживает за садом, за фруктами? (За садом ухаживает садовод).
- Кто ухаживает за овощами? (За овощами ухаживает овощевод).
- Как убирают фрукты? Что с ними делают? (Фрукты срывают, а виноград срезают).
- А что делают с овощами, как их убирают? (Морковку, свеклу, лук выдергивают, картофель выкапывают, помидоры, огурцы срывают, капусту срезают).
- Что можно приготовить из фруктов? (Сок, варенье, компот).
- Как называется компот из фруктов? (Фруктовый).
- Что можно приготовить из овощей? (можно приготовить салат, суп, рагу, щи).
- Как называется суп из овощей? (Овощной).
- Мы разобрали чем отличаются овощи и фрукты. А теперь посмотрим, чем они похожи.
- когда поспевают фрукты и овощи? (Они поспевают летом и осенью).
- Где продают фрукты и овощи?
- Кто продает фрукты и овощи?
- А кто их покупает?
- Какие по форме бывают фрукты и овощи? (на доске выставляются геометрические формы).
- Назовите круглые по форме фрукты и овощи. Называем двумя словами. (Помидор круглый, слива круглая, яблоко круглое и т. д. и ставят картинки к геометрическим фигурам)
- А теперь назовите овальные по форме фрукты и овощи.
- Что вы скажете про форму груши, чеснока, перца? (Они треугольные).
- Назовите двумя словами, какие овощи и фрукты? (Лимон сочный, душистый. Перец горький, хрустящий. и т. д.)
- Какие по цвету фрукты и овощи? Назовите двумя словами. (Абрикос оранжевый, слива фиолетовая).
- А как можно сказать одним словом, какие они по цвету? (Разноцветные).
4. Физминутка. Дети имитируют сбор урожая, а потом…
Едем, едем мы домой, на машине грузовой…
Ворота открывай, едет с поля урожай…
5. Закрепление материала.
- Ребята, к нам кто-то пришел и принес картинки. Вы его узнали? (Это Незнайка).
- Что нарисовано на его картинке? (нарисованы овощи, но они неправильные, таких не бывает).
- Что же перепутал Незнайка? (Он перепутал цвет овощей).
- Давайте поможем ему. Назовите цвет овощей правильно. (Помидор не синий, а красный. Баклажан не желтый, а фиолетовый и т. д.)
- А вот еще картинки Незнайки. Что это? (Это фрукты).
- Но он их совсем не раскрасил, не знает как. Помогите ему. (Яблоко зеленое, груша желтая).
6. Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем. (дети выполняют соответствующие движения).
7. Развитие связной речи.
- Незнайка приглашает нас к себе в гости. У него поспели овощи и фрукты, пора собирать урожай. Будем садоводами и овощеводами. Овощи кладем в ведро, а фрукты – в корзину и рассказываем о них по схеме. (Выставляется схема для составления рассказа).
- Незнайке так понравились ваши рассказы, что он приготовил для вас сок. Из чего сок в твоем стакане? Какой это сок? (У меня сок из слив. Он сливовый).
8. Итог занятия. О чем мы сегодня говорили? Где мы были, кому помогали? Что вам понравилось?
Незнайка благодарит вас за помощь и угощает яблоками.