Ирина Родионова
Пособия «Яблочные штучки» для коррекции нарушений произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
19 августа в нашем дошкольном образовательном учреждении проводился праздник «Яблочный Спас». Развлечение было интересным, с подвижными играми, чтением стихов и пословиц. В нем принимали участие дети-логопаты. А еще мною были созданы пособия, которые помогают детям в интересной и занимательной форме, развивать речь и автоматизировать звуки.
Темочки:
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко. Дидактические игры, пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2015
Перед занятием логопед вспоминает вместе с детьми, какой праздник отмечали русские люди. Что обозначает яблоко? Дети вспоминают, что яблоко – символ плодородия, семейного благополучия. И если вы кому-то подарили его, то своим подарком вы пожелали всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Логопед:
К нам сегодня дети,
Сорока прилетала.
Необычненький конверт
В клювике держала.
Ни записки, ни письма,
А кусочки яблока.
Видно сей конверт не зря
Нам сорока принесла.
Наступил сегодня как раз,
Народный праздник – Яблочный Спас.
А кусочки не простые,
В них задания чудные.
Видно кто-то хочет проверить вас,
Знаете ли вы, что за праздник Яблочный Спас! Родионова И. В.
Ребята, играя в игры, мы сможем собрать из кусочков целое яблоко.
Пособие «Помоги зайчатам добраться до яблоньки».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков.
Задачи:
Учить правильно произносить автоматизируемый звук в словах, стихах, чистоговорках.
Развивать целостное восприятие, внимание, память, мелкую моторику.
В этой игре могут принимать участие двое и более детей.
Логопед: ребята, посмотрите и скажите, что собираются сделать зайцы?
Ответы детей : набрать яблок для своих деток.
Логопед: давайте им поможем.
Например, в игре участвуют двое детей. Если вы автоматизируете звук «С», то один ребенок называет слова с твердым звуком «С», а другой слова с мягким звуком «Сь». Кто называет слова с твердым звуком, выкладывает желтые яблоки, а кто называет слова с мягким звуком, выкладывает зеленые яблоки. В игре могут принимать участие и четверо детей, если у них в данное время проходит автоматизация этого звука.
Затем можно предложить вспомнить как можно больше стихов и чистоговорок с заданным звуком. Например: са-са-са – прилетела оса. Чей зайчик быстрее добрался до яблоньки, тот и победил. Можно поменяться зайчиками и повторить игру.
На дифференциацию звуков предложить одному ребенку называть слова на звук «С», а другому на звук «Ш». Затем поменяться ролями.
Эта игра подходит для автоматизации и дифференциации любых звуков.
Пособие «Помоги зайцу собрать яблоки».
Цель: автоматизация звука.
Задачи:
Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение автоматизируемого звука.
Учить произносить звук в словах.
Упражнять в определении наличия звука в словах.
Развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику.
Логопед: ребята, посмотрите, как расстроен зайчик. По дороге он растерял все свои яблоки. Как вы думаете, почему? Ответы детей : наверное мешок был дырявым. Давайте ему поможем. Каждый ваш правильный ответ - полный мешочек яблок.
Логопед:
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Дети выполняют артикуляционные упражнения на автоматизированный звук. Если ребенок выполняет правильно, то за каждое выполненное упражнение, кладет на дорожку «мешок с яблоками».
Далее дети вспоминают или ребенок, если он занимается индивидуально, слова на автоматизируемый звук. Следующее задание – это упражнение в определении наличия звука в слове. Ребенок, который правильно назвал слово на автоматизируемый звук, но неправильно определил место звука в слове, выкладывает яблоко вместо «мешка с яблоками». Затем в конце игры подсчитывает, сколько он совершил ошибок. Можно предложить ребенку исправить свои ошибки, давая другое задание.
Пособие «Вкусные яблочки»
Цель: звуковая культура речи.
Задачи:
Упражнять в правильном произнесении автоматизируемого звука в слогах, словах и предложениях.
Закрепить умение определять наличие и место автоматизируемого звука в словах.
Учить составлять предложение по опорным словам.
Развивать фонематический слух, память, внимание, мелкую моторику.
Логопед: ребята, давайте отгадаем загадку.
В саду на дереве растет
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу на букву «Я»
Он начинается, друзья. (Яблоко)
Логопед: правильно ребята. А яблоки какие?
Ответы детей : ароматные, вкусные, зеленые, желтые и др.
Логопед: правильно. Давайте поможем нашему зайчику. Проведем его по тропинке до самой яблоньки. Ему тоже хочется отведать вкусных яблочек.
Например, если вы автоматизируете звук «Р».
Первое задание «Назови слова, в которых есть звук «Р». Ребенок называет слова и выкладывает яблоки зеленого цвета на тропинке.
Второе задание «назови слова, в которых звук «Р» находится в начале слова. Ребенок называет и выкладывает яблоки другого цвета.
Третье задание «Назови слова, в которых звук «Р» находится в середине слова». Ребенок называет и выкладывает яблоки другого цвета.
Четвертое задание «Назови слова, в которых звук «Р» находится в начале и середине слова». Чередуя яблоки тропинка, получается цветной. Если ребенок называет неправильно, то кружочек на тропинке остается не закрытым. В конце игры ребенок считает, сколько ошибок он допустил.
Пятое задание «Составь предложение по опорным словам».
Логопед называет слова, а ребенок составляет предложение. Например: земля, рыть, крот.