Олеся Быкова
Конспект занятия в старшей группе «В гостях у Тома Апай»
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение в детском саду. Конспект занятия в старшей группе «В гостях у Тома Апай»
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, приобщение детей к культуре и быту удмуртского народа, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „В гостях у Тома Апай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Образовательные – пополнение знаний учащихся об особенностях культуры, быта и традициях удмуртского народа. Познакомить детей со сказочным героем «Лопшо педунь», народными играми, и удмуртской легендой о цветке «Италмас». Закрепить знания о символике, гербе и флаге Удмуртии.
Воспитательные – воспитание чувства патриотизма, доброжелательное отношение к народам, живущим в Удмуртии.
• Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
• Оформление:
• картины с государственной символикой Удмуртии.
• деревенский быт удмуртов
• «песьтер» заплечная сумка удмуртов с цветком «Италмас»,
• «лапти», ленточка, для разучивания игры.
• музыкальное сопровождение.
• (Звучит музыка, дети входят в зал)
Действующие лица: Тома апай – бабушка, ЛапшоПедунь – удмуртский сказочный веселый персонаж. (Зал украшен в удмуртском народном стиле. Под удмуртскую народную мелодию в зал входят дети и садятся. Их встречает ведущий в национальном костюме –ТомаАпай.)
Тома апай: Зечбуресь, пиналъес! Здравствуйте, дети! Я рада, что вы приехали ко мне в гости.
А как доехали вы к нам?
По полям и по горам?
Ребенок: По полям, по горам,
Мимо речки прямо к вам.
ДыдыкАпай: Чтоб уважить нас, приехали вы к нам?
Или просто мимоходом. По делам?
Ребенок: Чтобы дом твой посмотреть,
Поиграть да песню спеть.
ДыдыкАпай: Поиграем, поиграем, да и песни споем! А в каком замечательном крае мы живем! Расскажите мне о нем!
1 ребенок:
Край наш удмуртский, родные просторы -
Лес, перелески, холмы да поля.
Как хороши твои ясные зори,
Как ты прекрасна, родная земля!
2 ребенок:
Удмуртия, любимая -
Наш чудный италмас,
Ты золотым цветком любви
Живешь в сердцах у нас.
3 ребенк
Тобою с детства мы горды,
Верны тебе одной,
Удмуртия любимая -
Наш дом родной!
(В. Тяптин)
ТомаАпай: Хорошие стихи вы прочли о нашем крае, спасибо.
(Показать быт удмуртов: самовар, деревянная посуда, лампа, дорожка)
ТомаАпай: Удмуртский народ очень гостеприимный и певучий, давайте сейчас споем песню как мы встречаем гостей.
Песня «Ялыке»
Тома апай: Совсем недавно мы отмечали праздник-день государственности Удмуртии. И у каждой республики есть свой флаг. И у нас тоже есть свой флаг, посмотрите какой красивый наш удмуртский флаг.
(трое детей выходят с флагом вперёд)
1 реб: Есть три великих цвета-Красный, Чёрный, Белый
Красный -солнце означает
2 реб: Чёрный -цвет земли вещает
Ну а белый чистоту, красоту и доброту
Тома апай: Чёрный цвет является символом земли и стабильности,красный — цветом солнца и символом жизни;белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев;Восьмиконечный солярный знак — знак-оберег — по преданию оберегает человека от несчастий.
Тома апай:Ребята, у нашей республики есть также свой герб. Посмортите внимательно на экран, у каждого из этих изображений есть своё описание. Чёрный цвет является символом земли красный — цветом солнца и символом жизни; белый — символом космоса и чистоты. Обобщенный образ белого лебедя или человека-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.
(Под музыку входит удмуртский герой ЛопшоПедунь. (герой из сказки)
Л. П- Ой, ой,ой. Кутэ, кутэ. (Помогите.) забыл волшебные слова.
Ведущая:-Тома апай. Ребята давайте все вместе скажем, Кут сыл, кут сыл.
Л,П. –спасибо ребята,помогли мне. Вот какие я сам лапти сплел из лыка, да забыл волшебные слова.
Л. П: - Зечбуресь, пиналъёс! здравствуйте, ребята! Меня зовут Лопшо Педунь.
Восп-ль:-Лопшо Педунь, а мы тебя ждали. Мы про тебя знаем, что ты весельчак, народ веселишь. А что же у тебя в песьтере, можешь рассказать?
Л. П – У меня в песьтере живут игры, хотите поиграть?
Дети – да.
Л. П - Что это у меня на ногах?
Дети: - Лапти.
Л. П - Вот раньше лапти не только носили, но ими и играли. Эта игра называется "Кышкутонэн шудон". (проводится игра)
Игра «Лапти»
ЛапшоПедунь: В волшебном песьтэре моем чего только нету. сейчас проверим (сверток с загадками) отгадайте загадки, ох, уж они трудные я вам скажу, что не сможете разгадать!
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою. (страну)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
Инструмент народный этот
С давних пор известен свету.
Только кнопочки ты тронь –
Запоёт легко.
(Гармонь.)
Стоит избушка, в избушке – старушка.
Самая злая, нога костяная,
Спина горбатая, голова косматая.
Рядом с ней стоит Иванушка,
Как зовётся эта бабушка?.(Баба Яга (Обыда)
Из болота не вылазит,
Там живет в трясине, грязи,
Любит плавать под водой
Добродушный. (водяной). (Ву-Мурт)
ЛопшоПедунь: -Молодцы, справились с загадками! Зечокёс! Ребята, какой цветок является символом республики? (италмас)У меня в «песьтере» много игр, посмотрите,вот и цветок я вам принес!
Тома Апай:А вот про купальницу я вам расскажу легенду. Жила-была красавица по имени Италмас "Чтобы не попасть в руки злому колдуну, девушка обернулась цветком купальницы. Так гласит древняя сказка, и удмурты до сих пор называют золотые тугие цветы на лугу –«италмасами». Цветок - словно золотоволосая девушка в ярком зеленом платье. У нас возле реки Вала, Кама растут весной «италмасы», но их тоже становится всё меньше и меньше и они уходят от берега все дальше к лесу. Этот цветок занесен в Красную книгу Удмуртии. Его в Удмуртии осталось очень мало. Поэтому ребята, нужно как меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они растут.
Л. П - у меня в песьтере есть игра с «италмасом».
Для этого у меня есть считалка.
Бакча берти яблок питра,
Кин сое кутоз, со потоз.
Игра «Италмас»
(Дети встают в круг, водящий снаружи с италмасом. Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий просовывает цветок между двумя детьми. Дети разбегаются в разные стороны. Кто первый схватит цветок, тот и водит)
Песня «Италмас»
Л. П- Молодцы! Зечокёс. А сейчас встаём в круг парами и поиграем в игру " Капка улти" ("Ворота" (Встают все парами в круг. Играет музыка, пары меняются местами. Когда музыка остановится, тот, кто остаётся в середине круга танцует вместе с Лопшо Педунем.
Игра «Ворота»
Л. П. - Ох, устал я, хорошо поиграли.
Тома апай: - Да, ЛопшоПедунь, спасибо тебе за игры, загадки песни и пляски! А за ваши старания я для вас я приготовила сюрприз! В моей печке испеклись удмуртское блюдо-перепечи! (заносит разнос на нём удмуртское блюдо - перепечи). Угощайтесь!
(Дети благодарят героев)
Л. П. - А мне пора уходить. До свидания, ребята! Зеч луе, пиналъёс!