Оксана Шкруднева
Учимся выговаривать звуки [Л]-[Л ]
▼ Скачать + Заказать документы
Учимся выговаривать звуки Л-ЛЬ
Учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида №13 г. Шебекино Белгородской области»
Шкруднева О. Д
Дети часто нечетко или неправильно произносят звуки, потому что их артикулярный аппарат плохо развит. Задачу его развития и выполняют эти упражнения. В каждом упражнении необходимо фиксировать определенное положение губ или языка на 1 -2 секунды. Чтобы малышу было понятно, как правильно выполнять упражнения, сядьте с ним лицом к лицу и делайте их вместе, пусть он видит, какое положение должны принимать губы и язык. Одно упражнение занимает приблизительно 3 – 4 секунды. Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений подготавливающий артикуляционный аппарат и помогающий правильно произносить звуки Л-Ль.
Публикация «Учимся выговаривать звуки [Л]-[Л ]» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Темочки
Звук “Л”
При произнесении звука “Л” : положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена,
задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,боковые края языка опущены,
слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
ТРЕНИРУЕМ ГУБЫ
1. Улыбайтесь, не открывая рта и максимально растягивая губы.
2. Не переставая улыбаться, откройте рот так, чтобы было видно все зубы. Не ослабляйте натяжение губ.
3. Вытяните губы трубочкой вперед, как будто собираетесь произнести звук «У».
4. Из этого положения напрягите губы, как при произнесении звука «О».
5. Широко откройте рот, как при произнесении звука «А».
ТРЕНИРУЕМ ЯЗЫК
Специальный комплекс упражнений для
формирования правильного произношения звука (л, ль)
1. «Бегемот зевает» Медленно открыть рот, держать открытым под счет 2-5. Медленно закрыть. (до 5 раз)
2. «Блинчик». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот - положить широкий язык на нижнюю губу, не шевелить, под счет до 5-8. Язык лежит на нижней губе расслабленно.
3.
4.
3.«Вкусное варенье». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот - широким языком облизать верхнюю губу, убрать язык в рот. Стараться не поддерживать язык нижней губой. Выполнять 4-8 раз.
4.«Чищу зубы». Движения языка за верхними зубами (из стороны в сторону).
5. «Качели» Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот. Движения языка вверх – вниз.
6. «Футбол» («Конфетка»). Языком упереться в правую щеку и удержать положение, затем в левую.
7. «Иголочка». Выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы. Открыть рот, язык высунуть далеко вперед; напрячь мышцы языка и сделать его узким; удерживать иголку до 10 – 15 сек.
8. «Быстрая змейка». Вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность. Рот широко открыт. Язык сильно высунут вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
9. «Индюк». Выработать подъем языка и подвижность его передней части. Приоткрыть рот; положить язык на верхнюю губу и делать движение широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараться не отрывать язык от губы; добавить голос, пока не послышатся звуки : бл-бл-бл.
10. «Поймаем мышку». Губы в улыбке. Произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
11. «Маляр». Губы в улыбке. Приоткрыть рот, кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо
12. «Солдат» (для звука [Л’]). Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Приоткрыть рот, Кончик языка упереть за верхние зубы, держим под счет до 8.
Стихи – помощники.
1) Широко откроем ротик, как голодный бегемотик,
А теперь закроем рот – съел морковку бегемот.
2) Светит солнышко в окошко – поиграем мы немножко.
Нет, на улице прохладно –
Закрывай окно обратно.
3) Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
4) Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
5) Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
6) Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
7) Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
8) Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
9) Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
10) Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
11) Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
12) Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
13) Барабанщик За зубами в бугорок, Бьёт широкий язычок.
14) Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
15) Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
16) Иголочка
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
17) Змейка
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
18) Индюк
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
19) Качели
«Чашкой» вверх
И «горкой» вниз
Гнется мой язык –
20) Артист!
Пароход (вызывание звука)
Вывожу язык вперед,
Закушу его – и вот:
«Л» тяну – и к нам идет
Белый-белый пароход.