Светлана Ширнина
Интегрированное занятие «Шумовые и музыкальные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия «Шумовые и музыкальные звуки»
(на основе материала образовательной программы по музыкальному воспитанию «Звук-волшебник» Т. Н. Девятовой)
Цель: сформировать у детей представление о шумовых и музыкальных звуках.
Публикация «Интегрированное занятие „Шумовые и музыкальные звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Задачи: Расширить представления детей о звуке. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о звуке (распознавание и название звуков, восприятие на слух, наблюдение и ощущение вибраций, высокие и низкие звуки, усиление и ослабление звука, передача звука). Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка. Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на музыкальных или самодельных инструментах, театральной деятельности.
Музыкальный руководитель :
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают :
Листопада тихий шёпот (звук в записи)
Самолёта громкий рок, (звук в записи)
Гул машины во дворе, (звук в записи)
Лай собаки в конуре. (звук в записи)
Только есть ещё другие
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки (звучит гамма в записи)
Звук живёт в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук-шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри!
Тихо дверь откроем мы, и узнаем, что внутри.
Дети проходят в зону, которая оформлена, как комната (камин, большие старинные часы, кресло).
Звучит музыка «Часы у камина»
Муз. руководитель: Как вы думаете, где в этой музыке спрятались звуки? (ответ) Правильно, в часах. А всегда ли одинаково они звучали? (ответ) Да, сначала часы стучали тик-так, тик-так, а потом били бум-бел - бум – бил. А звук-проказник продолжает с нами играть. Сейчас он спрятался в горах. Крикнешь ему: «Ты здесь?» - а он нам ответит эхом: «Здесь, здесь».
Проводится музыкальная игра «Эхо», Е Тиличеевой.
Раздаётся грохот.
Звучит музыка «Баба Яга» Мусорский.
Муз. руководитель: Что это грохнуло? Что засвистело?
Баба Яга над землёй пролетела.
Ветром прогнулись сосен верхушки.
Спрятались в норы лесные зверушки.
Сучья трещат, громкий свист раздаётся.
Баба Яга над полями несётся.
В ступе с метлой на таинственный слёт –
Леших, кикимор из ближних болот!
Как сразу тихо стало в лесу,
Лишь только «Тук, тук, тук, тук», да «Ау! Ау!»
Исполняется песня –игра «Ау!», стихи С. Есенина, муз. Г. Струве.
1. По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
Ау! Ау! Ау! Ау!
2. Музыка спит, но снится ей,
Что нет больше звуков, всё замерло в ней.
Ау! Ау! Ау! Ау!
Муз. руководитель: И вот наступила тишина… Как страшно, когда без звуков она. Что же делать? Надо звуки нам искать. Надо музыку спасать. А давайте-ка отправимся в нашу лабораторию, может, она нам поможет?
Дети проходят в лабораторию, одевают шапочки.
Муз. руководитель: Для начала нам нужно выяснить, почему всё звучит?
Опыт 1. «Почему всё звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука : колебание предметов.
Материал: деревянная линейка
Ход опыта: дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у неё «голос» (если линейку не трогать, то она не издаёт звуков). Затем один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дёргают – возникает звук. Выясняют, что в это время происходит с линейкой (она дрожит, колеблется) Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук (он прекращается) Вывод: надо произвести ДЕЙСТВИЕ. В результате возникнет ДРОЖАНИЕ. Дрожание вызывает колебание воздуха (звуковые волны, которое передается на барабанную перепонку, затем в ухо, в мозг и мы осознаем звук, который слышим.
Опыт 2. «Как распространяется звук»
Цель: объяснить, как распространяется звук.
Материал: ёмкость с водой, камешки.
Ход опыта: предложить детям выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся волны) То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передаётся по воздуху.
Опыт 3. «Откуда берётся голос?»
Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Материал: гусли
Ход опыта: предложить детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем пропеть эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали (сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (из горла) Предложить поднести руку к горлу и пропеть слова то шёпотом, то очень громко. Ребята подносят руку к горлу, пропевают слова то шёпотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда пели громко – в горле что-то дрожало; когда пели тихо – дрожание не было. Рассказать, что в этом участвуют голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки: для того, чтобы спеть слово, надо, чтобы «ниточки, струны» тихонько задрожали. Далее предложить детям тихо тронуть струны гуслей. Звук тихий.
А что надо сделать, чтобы звук стал громче? (дёрнуть посильнее) Педагог уточняет, что при громком пении наши голосовые связки очень сильно устают, их можно повредить (как дёрнув нить очень сильно, она разорвется, поэтому связки надо беречь.
Опыт 4. «Музыка или шум?»
Цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материал: металлофоны, пианино, духовая гармошка, колокольчики, коробочки со звуком, пакеты.
Ход опыта: предложить детям послушать русскую народную попевку «Скок, скок, поскок» и выяснить, получится ли она, если её просто постучать по кубикам. (Нет) Как назвать то, что получится? (Стук, шум) А если я сыграю это на музыкальном инструменте, то мы услышим музыкальный звук. Значит, мы можем ещё раз убедиться в том, что звуки делятся на музыкальные и шумовые.
Муз. руководитель: Давайте мы пройдём с вами в маленький кинозал и посмотрим, как из множества звуков, сыгранных на музыкальных и шумовых инструментах получается целый оркестр.
Дети смотрят видеоурок «Маленький оркестр»
Муз. руководитель: А вы хотите попробовать сыграть с помощью музыкальных звуков? Давайте попробуем.
Дети проходят к столу, на котором расположены музыкальные инструменты.
Исполняется попевка «Скок, скок, поскок», рус. нар. мелодия.
Муз. руководитель: Музыкальные звуки мы нашли, а теперь попробуем найти шумовые звуки. И поможет нам сказка «Не пили сук, на котором сидишь»
Дети проходят в зону, которая оформлена под лес. Возле определённых мест лежат шапочки сказочных героев, инструменты, изготовленные своими руками или предметы обихода.
Исполняется сказка –шумелка «Не пили сук, на котором сидишь»
Муз. руководитель: Ребята, да вы просто молодцы! Нашли все звуки, которые украла Баба Яга. Давайте ещё раз закрепим какие это звуки (ответ детей) А теперь я открою вам небольшой секрет: звуки можно не только извлекать, но и рисовать.
Посмотрите (достаёт большой лист бумаги, в центре которого мольберт с красками)
Разложив мольберт-треножник
Звук раскрашивал художник.
Звук хрустальный превратился в синий, светло-голубой;
Медный –вспыхнул ярко-красной
Огненною полосой.
Звуки можно рисовать
Надо просто краски взять.
Давайте, слушая музыку, попробуем изобразить те звуки, которые вы в ней услышите.
Дети рисуют под музыку «Шёпот звёзд (Музыка релаксации – серия «Целебные звуки»)»