Бахметьева Ирина
Творческий социально-значимый проект «Волшебный лист бумаги» для детей с ОНР (ТНР) старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект "Волшебный лист бумаги"
Творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи по теме «Волшебный квадрат». Использование техники оригами в художественно-речевой и театрализованной деятельности старших дошкольников с ОНР.
Тип проекта : познавательно-творческий, краткосрочный.
Провела: И. С. Насифуллина, воспитатель группы компенсирующей направленности № 10 МАДОУ ДС 9, города Белореченска
Публикация «Творческий социально-значимый проект „Волшебный лист бумаги“ для детей с ОНР (ТНР) старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Участники проекта : воспитанники группы № 10, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-логопед
Срок реализации: октябрь - февраль 2018 год.
Таинственный мир превращенья бумаги,
Здесь все чародеи, волшебники, маги,
Творят они сказки своими руками,
И мир тот волшебный зовут Оригами.
В содержании «Образовательной программы ДОУ», разработанной, принятой, реализуемой и ориентированной на государственные стандарты и базисную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой в разделе «Ручной труд» стоит задача обучения детей различным приемам работы с бумагой и изготовление поделок. Сейчас в практику входит техника изготовления фигурок путем выполнения определенных действий с бумагой - оригами.
Проблемный вопрос: Что такое оригами? Как можно использовать поделки, изготовленными в технике оригами для социализации человека?
Социальная значимость проекта : путем последовательного выполнения задач проекта продолжить работу над развитием моторики рук и комбинаторного мышления воспитанников, что на мой взгляд способствует ускорению формирования речи детей и их социализации. А человек свободно оперирующий речью становится более активен в окружающей жизни и следовательно, более открыт для социума!
Актуальность темы:
Речь не является врожденной способностью человека, она складывается у ребенка постепенно с его развитием. Именно в предшкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В. А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.
Оригами:
- развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
- концентрацию внимания,
- стимулирут развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
- совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
- способствуе созданию игровых ситуаций- драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии ОНР (ТНР) у ребенка особое внимание необходимо уделять тренировке его пальцев.
Меня, как педагога группы компенсирующей направленности, заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной деятельности. Применение игрушек оригами на занятиях по развитию связной речи, в театрализованной деятельности помогает проведению коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, развивает психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. В ходе театрализованной деятельности происходит развитие диалогической речи, активизируется и обогащается словарь, развивается звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, и проявляется в разных видах детской активности- речи, движениях, музыке, изодеятельности и творчестве в 3-х аспектах :
- создание драматического содержания - интерпретация, переосмысление заданного литературным текстом сюжета или сочинение собственного;
- исполнение собственного замысла с помощью средств выразительности- мимики, жестов, движений, напева, интонации;
- оформление спектакля – создание поделок.
Театрализованная игровая деятельность рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
- как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературой, музыкой, изодеятельностью;
- как творческая игра, опирающаяся на личный опыт ребенка.
Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно сочетать с занятиями по развитию связной речи, театрализованной деятельностью, в коррекционной работе с детьми – логопатами.
Гипотеза:
Овладение детьми оригами поможет детям с ОНР в преодолении трудностей развития речи, легче социализироваться, применение поделок в театрализованной деятельности будет способствовать развитию диалогической речи и в комплексе с другими приемами педагогического воздействия приведет к качественным изменениям, т. е. развитию ребенка.
Цель проекта :
Создание оптимальных условий для развития связной речи и творческого мышления у детей с ОНР в художественно- речевой и театрализованной деятельности. Исходя из цели проекта, определили задачи.
Задачи:
- создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- познакомить детей с техникой оригами, пятью базовыми формами;
- обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами;
- научить «читать» пооперационную карту;
- изготовить поделки для театра оригами;
- использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;
- развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;
- развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
- развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- развивать художественный вкус в результате изготовления поделок;
- формировать культуру труда.
Основные направления работы с детьми:
- организованные формы обучения- занятия;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность детей;
- театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам известных детских сказок);
- рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- художественное творчество;
- игры;
- расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера.
Принципы реализации проекта :
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;
- принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, театрализованная деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности;
- принцип постепенности;
- принцип системности.
Методы и приемы, используемые в работе:
Методы, которые использовались на занятии, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива, учитывая требования «Образовательной программы дошкольного учреждения».
- Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.
- Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами, пооперационными картами, использование ИКТ.
- Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, метод инсценизации, симуляционные игры, создание проблемных ситуаций.
- Игровый метод.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:
- знакомство с образцом готовой игрушки;
- анализ пооперационной карты;
- одновременное складывание игрушек;
- оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.
Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме были выучены обозначения заготовок (базовые формы) и детей познакомили с пооперационними картами. Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Обучение складыванию базовых форм лучше проводилось индивидуально, чтобы быть уверенным в том, что ребенок научился их складывать. В дальнейшем это облегчило изготовление и сократило время на выполнение игрушки, дети научились читать пооперационные карты и выполнять игрушки по собственному желанию без помощи взрослого. Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей дошкольного возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение, сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации использовали игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяли художественное слово.
Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление. Освоение любой поделки проходит одновременно с работой по осознанию ребенком условий выполнения двигательного акта. Последнее обеспечивается за счет неоднократных разъяснений в доступных словесных формулировках задачи и условий ее успешного решения. Постепенно дети научаются сами формулировать задачу, делают словесный отчет о выполненных операциях.
На занятиях с дошкольниками часто используем загадки, которые, как и сказки, направлены на развитие связной речи детей, когда при угадывании слова или предмета, нужно дать обоснованный ответ. Подсказкой ребёнку в данной ситуации могут стать фигурки из оригами, так как загадка указывает на характерные признаки (внешний вид, повадки, место обитания, цвет, размер и т. п., а отгадку можно отыскать из имеющегося набора таких фигурок.
Рассмотрим, к примеру, метод инсценизации т. е. инсценированные игры-забавы. Важным фактором здесь является создание детьми образа какого-либо героя, вхождение в него, принятие на себя его «роли». В своей работе мы использовали как инсценировки реального характера, т. е. воссоздание прочитанных сказок, так инсценировки вымышленного характера, которые использовались при постановке самостоятельно придуманных сказок, историй. Дети делали из бумаги своих героев, рисовали ситуацию, в которой оказались их герои и сочиняли историю.
Фигуры, сложенные из бумаги, в дальнейшем применяли в театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, использовали в разных видах театра:
- театр на палочках,
- с использованием фланелеграфа,
- театр на столе,
- пальчиковый театр,
- игры - драматизации.
Дети любят своих бумажных героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к фигуркам из бумаги, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.
Используя поделки, можно не только воспроизвести сюжет сказки, но и выполнить ряд заданий с творческой основой :
Какие сказки начинаются словами: жили-были, как-то раз, однажды и т. д.
Составить подсказки для героев, оказавшихся в сложной ситуации.
«Прерванный текст» - продолжить сказку.
Подобрать пословицу к тексту сказки.
С помощью мимики и жестов изобразить героев сказки.
Придумать вопросы героям сказки.
Инсценировать отдельные отрывки из сказки (рассказать по ролям).
Придумать рассказ по изготовленным поделкам (работа в парах).
При помощи отдельных фигурок из оригами для занятий использовали «Сказочное лото», представляющее собой 6 картонных листов, оформленных в соответствии с сюжетами четырёх сказок. На каждом листе выделено столько пустых квадратов, сколько героев в сказке. Из полотняного мешочка извлекаются фигурки-оригами, а участники должны угадать, из какой они сказки и закрыть ими пустые клетки.
Действия с бумагой в отличие от обычных упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности, как необходимые им. («Я хочу научиться это делать»). В связи с этим у детей повышается мотивация к таким занятиям, начинает проявляться осмысленность и целенаправленность при выполнении заданий.
Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.
Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят карандаши и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, если даже нарисовали только глаза и нос. Дети начинают играть со своими поделками, танцевать.
Детская память кратковременна, а у детей с ОНР она еще хуже, поэтому с такими детьми нужно проводить работу и вне занятий. В течение недели вечером, утром мы с детьми снова складывали такие же фигурки, закрепляя и отрабатывая технику. Давали детям задание – научить дома родителей, бабушек, дедушек. Совместными усилиями (мы в детском саду, а родители дома) мы старались помочь нашим ребятишкам войти в чудесный мир оригами.
У малыша возникает желание заниматься оригами дальше, продолжать занятия дома, сочинять истории, самостоятельно творить. Дети с нетерпением ждут начала недели и новой темы – ведь они будут творить что-то новое. В понедельник утром дети уже спрашивают о том, что будут завтра делать? А будут ли уже сегодня делать поделки?
На занятии помимо коррекционных задач мы решаем еще и обучающие – владение навыками анализа и синтеза, расширение и активизация словаря, расширение личного игрового опыта и т. д. Все задачи решаются легче с учетом длительности занятия и нагрузки, с учетом игровых элементов, предварительной работы. Сама по себе постройка фигуры не дает возможности испытывать усталости и не снижает интереса к занятиям.
Взаимодействие с родителями воспитанников.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.
- анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;
- беседы с родителями о важности оригами для всестороннего развития личности ребенка, имеющего ОНР и успешной подготовке к школьному обучению;
- консультация «Совместные занятия с детьми дома»;
- папка-передвижка «Поделки в технике оригами»;
- подбор книг по оригами;
- совместное творчество- выставка работ, выполненных в технике оригами;
- практическое занятие для родителей совместно с детьми.
Создание условий.
Немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ.
- оборудовать место в группе - уголок оригами;
- сделать пооперационные карты на каждую фигурку;
- изготовить схемы базовых форм.
- подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.
Предполагаемые результаты:
- применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);
- проявление творчества при изготовлении поделок;
- применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.
Взаимодействие специалистов.
Важная роль развития речи, развития движений пальцев рук и тела, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов, определяет необходимость целостного, комплексного подхода к ребенку с ОНР (ТНР, что реализуется в нашей группе при совместном тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
Решение задач данного проекта осуществлялось средствами разных видов деятельности-учебно-познавательной, игровой, театрализованной, художественным конструированием, изобразительной, музыкальной, физической культурой. Т. е., вся проведенная работа всеми участниками образовательного процесса отвечает требованиям интеграции, т. к. прослеживается связь образовательных областей.
Проблема интеграции современна, ее актуальность продиктована ФГОС и социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого-выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и создание условий для обеспечения доступности образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Распределение работы по этапам проекта :
Этапы проекта
Деят-ть родителей
Деят-ть учителя-логопеда
Деят-ть педагога
Деят-ть детей
1 этап – Подготовительный
I-II неделя октября
Принимают задачи.
Входит в проблему.
Определяет цели и задачи. Осуществляет сбор и уточнение информации. Выбирает оптимальные варианты. Составляет план деятельности.
Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем. Дополняют собственными.
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы
III неделя октября
IV-неделя января
Оказывают помощь детям в изготовлении поделок оригами по просьбе детей, выполняют домашние задания, принимают участие в совместном занятии.
Совместно обсуждает, отбирает значимые сведения, материалы. Активизирует, уточняет, расширяет словарь по теме. Совершенствует грамматический строй речи, развивает связную речь.
Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов. Оказывает практическую помощь детям. Подбирает и изготавливает картотеки дидактических, словесных игр, загадок, стихов, считалок по теме проекта.
Формируют знания, умения, навыки. Изготовление поделок.
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов
I неделя февраля
Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами по развитию всех компонентов связной речи.
Анализирует деятельность детей и соотносит полученные результаты с поставленными задачами.
4 этап - Презентация проекта
II неделя февраля
Оказывают помощь в оформлении выставки поделок оригами.
Помогает в подготовке к занятию и в оформлении выставки.
Организует презентацию проекта через выставку поделок.
Участвуют в организации выставки.
Разделы программы
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
Сюжетно – ролевые игры: «Зоопарк», «Дом», «В деревне»
Д/ и: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Где чей дом?», «Зоопарк».
Пальчиковые игры: «Собачка», «Кошечка», «Лисичка-сестричка», «Мы делили апельсин», «Кулак, ребро, ладонь».
Словесные игры «Подбери слово», «Бывает - не бывает», «Про что сочиним».
Комплексы артикуляционных упражнений, дыхательной гимнастики.
Психогимнастические упражнения и этюды для развития мимической культуры, для отражения детьми эмоционального состояния.
Учебно – познавательная деятельность
«Путешествие в Картонное царство бумажное государство»– ознакомительное тематическое занятие с изготовлением поделки «самолетик».
«Оригами чудеса» – тематическое занятие с просмотром презентации об истории оригами, знакомство с базовыми формами оригами.
«Ожившая сказка» - изготовление поделок к сказкам «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», используя пооперационные карты.
Рассказ воспитателя о жизни диких животных в зимнее время.
Художественно – речевая деятельность
Отгадывание загадок с использованием поделок к сказкам, стихи о животных. Заучивание стихов о животных.
Рассказывание сказок «Репка», «Колобок», «Заюшкна избушка», пересказ по ролям.
Рассматривание иллюстраций по темам занятий, к сказкам и беседа по ним, характеристика животных- героев сказок.
Рассказы о животных, используя свою поделку
Творческое рассказывание - придумывание историй, героями которых являются поделки оригами (работа в парах, ведение диалога).
Физическое развитие
Подвижные игры: «Петушок и горошина», «Медведь и пчелы», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Филин и пташки».
Музыкально–театрализованная деятельность
Настольный театр по сказке «Колобок».
Театр на палочках «Заюшкина избушка».
Пальчиковый театр «Репка».
Речь с движением: «Зайцы», «Мишка», «Лисица», «Строим дом».
Слушание: «Почему медведь зимой спит».
Речь с дв-ем: «Кто как ходит» («По-лосиному красиво…» - Пение: «Лиса по лесу ходила» р. н. п., «К нам гости пришли».
Изобразительная деятельность
Рисование «Мой любимый герой сказки».
Рисование «Зимний пейзаж».