Александра Петченко
Социально — значимый проект по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация к проекту.
Экологическое воспитание в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства. Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все что увидел, что взволновало его, малыш отражает в игре, речи, рисовании… Опыт работы показывает, что овладение экологической культурой доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием выполняют любые поручения педагога не испытывая при этом трудностей. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы. Проект «Мир вокруг нас» - долгосрочный, предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о само ценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту. Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Публикация «Социально — значимый проект по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Тип проекта : информационно – познавательный.
Срок проекта : долгосрочный (сентябрь 2016 года – июнь 2017 года).
Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта :
Формировать у детей системы осознанно-правильных экологических представлений о природе, основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе.
Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений.
Учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.
Охранять и укреплять здоровье детей.
Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
5. Анкетирование родителей.
Основной этап
1. Проведение мероприятий в группах.
2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
2. Презентация проекта.
3. Проведение совместно с родителями викторины «Счастливый случай»
Принципы реализации проекта :
• Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
• Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
• Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
• Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
• Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта :
• ООД, викторины, развлечения.
• Наблюдения и экологические экскурсии.
• Познавательное чтение.
• “Уроки доброты”(рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов на ноутбуке).
• Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
• Природоохранные акции.
• Подвижные, дидактические игры, инсценировки экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии викторин, праздников и т. д.).
3. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
4. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Ожидаемые результаты:
• приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к природе;
• расширение кругозора воспитанников;
• вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада;
• развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы;
• сплочение детского коллектива;
• воспитание навыков экологически безопасного поведения в природе;
• появления желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• формирование осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• приобретение знаний об особенностях природы родного края и его обитателях;
• воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что то новое.
Основной этап
Сентябрь. Экскурсия по территории детского сада. Составление плана по реализации проекта. Подобрать худ. лит. для чтения, пересказываеия, заучивания.
Оформить альбом «Животный и растительный мир Кубани»
Анкетирование родителей
ООД на тему: «Неживая природа как условие жизни живых организмов»
Трудовая деят-ть уборка участка, сбор осенних листьев гербария.
Родительское собрание на тему «Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ»
Октябрь.
ООД на тему: «Почему опадают листья?»
Беседа с детьми о деревьях и кустарниках, изменение их внешнего вида в зависимости от времени года.
Рассматривание иллюстраций, книг о деревьях и кустарниках.
Беседы: Как семья провела лето? Установление эмоционального контакта.
Беседа о лесе: Унылая пора! Очей очарования. (Закреплять представление детей о золотом периоде осени
Целевая прогулка по экологической тропе детского сада.
Опыты, поисковая деятельность «Вода нужна всем», «Как увидеть воздух»
Экологические игры : «Вершки и корешки», «Не ошибись», «Что растёт в лесу»
Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень. «Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам. Выставка работ из природного материала «Золотая осень».
Консультация для родителей «Воспитание любви к природе».
Ноябрь
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза).
Беседы: «Растение как живое существо». Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.
Д. и. «Птицы осенью»(беседа о перелетных птицах)
Д. и. «Кто чем питается?»
Чтение худ. лит-ры:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки» Синичкин календарь»
Аппликация «Волшебные цветочки»
Рисование «У природы нет плохой погоды».
Праздник осени «Что нам осень принесла?»
Памятка для родителей «Роль дидактических игр по экологии»
Декабрь
Викторина на тему: «Зимний лес»
Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки)
Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа
Д. и. «Голоса птиц», «Я - загадаю, а вы - отгадайте».
Чтение худ. Лит.
В. Бьянки- Купание медвежат
Е. Чарушин- Волчишка
В. Варанжин- как ежик зиму перезимовал
Акция: «Покормите птиц зимой».
Постановка экологической сказки «Зимняя пирушка»
Январь
ООД на тему: «Травянистые растения»
Беседы: Как много интересного бывает зимой- сформировать у детей обобщение представление о зиме
Д/ и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»
Чтение худ. лит-ры
В. Бьянки –Лесные домики
И. Полёнов – Синичкины кладовки.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе.
Труд в природе: подкормка птиц (в течении зимы, уход за комнатными растениями.
Опыты с водой: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей», «Лёд легче воды»
Рисование «Веточка ели». Фотовыставка «Природа и дети»
Деловая игра «Прививаем детям любовь к природе».
Февраль
ООД на тему: «Дикие и домашние животные»
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы
Беседы: «Воздух и его роль в жизни человека».
Опыты: «Как увидеть воздух?», «Как услышать воздух?»
Д. и. «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?»
Чтение худ. лит-ры:
Г. Скребицкий – берегите птиц
А. Барков – голоса леса
Рисование «Мы гуляем» – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем.
Оформить альбом «Правила поведения в природе».
Выставка альбома «Правила поведения в природе».
Праздник «Мы – друзья природы»
Март
ООД на тему: «Птицы», «Как птицы весну встречают»
Наблюдение за погодой, за сезонными изменениями. Выделение характерных признаков весны.
Беседа: «Весенние капели», «Назови три предмета»
Д/И «Сезонные изменения»
Чтение худ. лит-ры: «Птицы прилетели», Д. Мамин – Сибиряк «Лесная сказка» 1 часть.
Труд в уголке природы: посадка овощей в мини огороде.
Выставка поделок «Встречаем весну с цветами» из бумаги и бросового материала
Апрель.
ООД на тему: «Водоплавающие животные»
Д\и «Кто, где живёт», «Отгадай, что за растение».
Наблюдения за живой природой: деревья, птицы, насекомые, животные.
Рассматривание картин С. Герасимова: «Последний снег», «Лёд».
Опыты: «Силы ветра и воды ( пускание лодочек в ручейках: быстро, медленно)»
Труд в природе – уборка участка от сухих веток, листьев
П/и «Филин и зайцы», «Перелет птиц».
Экологическая акция «Каждой птичке по домику». Изготовление скворечников и размещение их на деревьях, расположенных на территории детского сада.
Озеленение территории детского сада с родителями.
Развлечение «Птицы-наши друзья».
Май
ООД на тему: «Пресмыкающиеся».
Наблюдения: неживая природа: световой день, солнце, небо, облака; весенние дожди, грозы.
Д/игры «Что было бы, если из леса исчезли…», «Береги природу», «Земля, вода, огонь, воздух».
Чтение экологических сказок «Родник», «Дождевой червяк», «Как скворец себе дом выбирал»
Опыт: «Здравствуй, ветер!»
Беседы «Что солнце нагревает быстрее?».
Июнь
ООД на тему: «Насекомые».
Беседа с детьми на тему «Жалобная книга природы».
Д/игры «Птицы, рыбы, звери», «Угадай растение».
Чтение экологических сказок «Маленькие путешественницы», «Катя и божья коровка» .Заучивание стихов о насекомых.
Аппликация на тему: «Цветочная поляна».
Целевая прогулка по экологической тропе детского сада.
Изготовление знаков «Не рвите», «Не сорите».
Заключение.
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: обобщила и обогатила опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Использовала различные формы деятельности.
В период работы над проектом развила у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развила воображение, мышление, восприятие, сформировала навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитала в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. Положительным результатом реализации проекта стало вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
Литература
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.
5. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.
6. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006
7. Красуля Н. Е., Макарычева Н. В. Программа формирования экологической воспитанности детей дошкольного возраста. – Ленинградский педагогический колледж Краснодарского края, 2010г.
8. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений Москва-2005г.
9. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.
10. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.
11. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.
12. Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.