Светлана Мещерякова
Проект по оригами «Фигурки из бумаги» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 «Умка»
г. Подольск
«Фигурки из бумаги»
для детей
старшего дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель
1 квалификационной категории
Мещерякова С. И.
2017 г
Паспорт проекта.
1. Актуальность
2. Цель
3. Задачи
4. Этап подготовительный
5. Этап основной
6. Этап заключительный
Публикация «Проект по оригами „Фигурки из бумаги“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
7. Ожидаемые результаты
8. Список литературы
9. Приложение
Актуальность.
Современное дошкольное образование, предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Именно в дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог. Я работаю с детьми с общим недоразвитием речи, этот диагноз предполагает нарушение всех компонентов языковой системы, кроме того у детей нарушена моторика. Благодатным материалом для развития грамматически правильной речи являются сказки. По словам В. А. Сухомлинского, дети понимают идею лишь тогда, когда она выражена в ярких образах. Работа над образами заставляет детей думать, анализировать, делать выводы. Создать яркие образы сказочных героев поможет древнее японское искусство оригами. Оно сочетает в себе все необходимые средства для развития образного мышления и воображения, что впоследствии окажет благотворное влияние на развитие речи ребенка.
Оригами :
• развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
• концентрацию внимания,
• стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
• совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
• способствует созданию игровых ситуаций - драматизаций, в ходе которых решаются задачи развития речи детей.
Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму.
Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок в технике оригами, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, произвольности всех психических процессов. Оригами является универсальным способом обучения, ее можно прекрасно использовать практически во всех образовательных областях: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка и т. д.
Цель проекта :
Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Задачи:
1. Познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;
2. Учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
3. Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;
4. Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
5. создать благоприятные условия для самостоятельной конструктивной и театрализованной деятельности;
6. Использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей, в постановке спектакля, в настольном театре;
7. Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста.
Тип проекта : творческий
По количеству участников: групповой.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь - апрель).
Ресурсы:
Материально-технические: разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, предметно-развивающая среда группового помещения.
Информационные: методическая литература, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры.
Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.
В проекте выделены три этапа :
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. Просмотр презентации "Откуда появилась бумага.
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».
4. Просмотр презентации «Базовые формы оригами».
5. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
6. Оформление материала в родительском уголке на тему «Воскресные дни с родителями или как организовать досуг ребенка».
7. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности».
8. Консультация для родителей «Оригами – как одна из форм работы с детьми по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Второй этап – основной.
1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
2. Знакомство с техникой изготовления оригами.
3. Сотрудничество с детской библиотекой в помощи с методической литературой.
4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :
Базовая форма «квадрат»,
«двойной квадрат»,
«книжка»,
«дверь»,
«дом»,
«треугольник»,
«блин»,
«воздушный змей»,
«рыба»,
«катамаран»,
«лягушка»,
«птица»
И производные от этих форм поделки.
5. Занятия по коммуникации: «Расскажи о своей поделке»,
6. Организация и показ настольного театра для старших и средних групп.
7. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
8. Игра «найди такой же» на закрепление математических отношений: цвет, форма, размер.
9. Упражнение «Сравни» на ориентировку на плоскости квадрата и треугольника, расположенных по-разному стороны (угол) левая, правая, верхняя, нижняя, центр, середина.
10. Подвижные игры с использованием масок, выполненных в технике оригами : «У медведя во бору», «Два Мороза», «Воробушки и автомобиль», «Рыбак и рыбки».
11. Оформление коллективных работ.
12. Организация выставки «Мои поделки по оригами».
Третий этап – итоговый.
Цель этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
Ожидаемый результат
- уметь пользоваться пооперационной картой и применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
- знать специальные термины и условные обозначения и уметь применять их при изготовлении поделки;
- знать базовые формы, как основу поделки;
- знать геометрические понятия: угол, сторона, диагональ, середина и т. д. ;
- уметь ориентироваться на плоскости квадрата и треугольника;
- знать математические отношения: цвет, форма, размер;
- точные движения пальцев;
- развитие связной речи;
- выразительность речи, речевое общение между детьми;
- уметь анализировать;
- аккуратно выполнять работу.
Список литературы:
1. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей : 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).
2. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст] : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт. -сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
3. Оригами для самых маленьких : Методическое пособие для воспитателей Соколова С. В.
4. «Оригами в детском саду» Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В.
5. «Оригами для малышей» Черенкова Е. Ф.
6. «Интернет ресурсы https://stranamasterov.ru/user
7. «25 моделей оригами» Пицык А. А.
8. «Оригами с нами не соскучишься» Соколова С.