Наталья Лямасова
«Пруд как экосистема». Информационно-познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, наступило лето - время, несущее большие возможности для обогащения знаний детей об окружающем мире и развития познавательного интереса. Предлагаю вашему вниманию проект из опыта работы: "Экосистема пруд".
Информационная карта проекта
«Мир, окружающий ребенка –
это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
Тип проекта: познавательно-творческий (информационно-практико- ориентированный).
Публикация «„Пруд как экосистема“, Информационно-познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Информация, знания, впечатления, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов и родителей.
Участники проекта:
• дети 5-6 лет;
• воспитатели;
• родители.
Интеграция образовательных областей: познание, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Продолжительность проекта: среднесрочный (июнь-август).
Актуальность проекта: главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видение прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Проблема проекта: ограниченность детского кругозора, безучастное, порой жестокое отношение к миру природы. Важно чтобы не только любознательный, размышляющий ребенок, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься.
Цель проекта: сформировать представления о экосистеме пруд, как природном сообществе; способствовать развитию познавательных возможностей детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
• формировать у детей представления о пруде, как о доме для растений и животных;
• формировать знания у детей о способах приспособления к жизни в водной среде: форма тела, плавники, жабры и т. д. ;
• развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Развивающие:
• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;
• развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера;
• развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;
• активизировать и обогащать словарный запас детей;
• развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;
• развивать воображение и творчество.
Воспитывающие:
• воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира;
• вызвать желание бережно относиться к богатствам природы;
• воспитывать интерес к природе.
Коррекционные:
• расширять кругозор детей с нарушением зрения;
• конкретизировать и обогащать зрительные образы и представления детей об объектах окружающего мира;
• развивать общую, мелкую моторику;
• способствовать снижению детской заболеваемости.
Ожидаемый результат:
• сформировать у воспитанников представление о природной экосистеме пруд;
• закрепить и уточнить знания детей о внешнем виде, способах передвижения и способах защиты от врагов обитателей водоема;
• формирование экологически грамотной, доброжелательно настроенной к миру природы личности.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
• создание организационных условий для положительной реализации проекта;
• подбор информационной, художественной литературы о растениях и животных водоема;
• составление видеотеки «Обитатели водоема».
Основной этап: реализация цели и задач проекта.
Информационный блок мероприятий:
• беседа «Растения водоема»
• беседа «Какие животные живут в водоеме и у водоема?»
• беседа «Сообщества. Кто с кем дружит?»
• беседа «Защита водоема»;
• просмотр мультимедийных презентаций, видео фильмов;
Поисковый блок:
• сбор сведений о растениях и обитателях водоема;
• экскурсии-наблюдения к пруду;
• чтение познавательной художественной литературы;
• поисковая деятельность детей совместно с родителями;
• опытно-экспериментальная деятельность детей.
Творческий блок:
• рисование «Растения пруда»;
• рисование, лепка «Кто в пруду живет»;
• сочинение загадок об обитателях пруда;
• составление сказочных историй о взаимоотношениях обитателей пруда;
• изготовление макета «Пруд».
Практический блок, обобщающий и закрепляющий знания (применение полученных детьми знаний):
* составление описательных рассказов;
* решение кроссвордов, ребусов по теме;
* настольные дидактические игры и упражнения, дидактические компьютерные игры;
* викторины, конкурсы;
* презентация книжки-самоделки или коллажа.
Заключительный этап:
• презентация проекта;
• изготовление информационно-познавательной книги «Мир водоема»;
• макет «Пруд».
Работа с родителями:
• подготовить с детьми рассказ об одном из растений водоема, нарисовать его или сделать художественную поделку;
• подготовить с детьми рассказ об одном из обитателей водоема, нарисовать его или сделать поделку;
• подбор материала для оформления книжки-самоделки или коллажа;
• сочинение совместно с детьми сказочной истории «Разборки на болоте».