Елена Серебрякова
Творческий-познавательный проект «Золотая осень. Деревья осенью» в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Золотая осень. Деревья осенью».
Цель проекта : освоение детьми новых знаний по теме «Золотая осень. Деревья осенью»; помочь оформить свои знания в разных видах деятельности; развивать творчество, воображение и фантазию; использование детских работ в оформлении помещений детского сада.
Публикация «Творческий-познавательный проект „Золотая осень, Деревья осенью“ в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи,» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели: развитие познавательного интереса, воображения, творчества, мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Отражать знания, полученные опытным путём в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой). Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи проекта :
расширить и активизировать словарь по теме;
развивать внимание, память, мышление;
развивать диалогическую и монологическую речь и её интонационную выразительность;
привлекать детей к режиссёрской работе;
формировать лексико-грамматические навыки языка;
воспитывать интерес к бережному отношению к природе.
создание творческой, доброжелательной обстановки в свободной художественной деятельности.
развитие эстетического восприятия детей через наблюдение мира природы на экскурсиях, прогулках, иллюстрациях и картинах художников.
учить детей изображать несложные сюжеты и предметы объектов природы под руководством воспитателя.
создавать индивидуальные и коллективные пейзажные композиции.
Постановка проблемы
Воспитатель вносит фотографии с изображением осенней природы, осеннего леса. Дети рассматривают фотографии, воспитатель обращает внимание на количество деревьев, их расцветку.
Воспитатель. Что, вы видите на фотографиях? (лес) Какое время года (осень) как, вы догадались, что это осень? Чего много в осеннем лесу? (деревьев, травы, листьев) Красивые деревья осенью? Золотая осень так ловко нарядила деревья в разные платья, что они забыли всё, что знали про себя и просят вас, ребята, чтобы вы рассказали им о том какие бывают деревья, почему осенью опадают листья, почему бывают высокие деревья и не очень.
Ожидаемы результаты:
После завершения работы над проектом дети должны иметь представление о времени года – осени, его характерных особенностях, о деревьях, их строении. Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания об осени, об осенних народных приметах и традициях, о животных леса, о разнообразии растительности нашей планеты, а именно деревьях, через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций, слушание музыки.
Дети должны знать:
названия осенних месяцев;
основные приметы осени;
названия деревьев;
уметь различать листья разных пород деревьев;
что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
что делают осенью животные и птицы;
чем занимаются люди;
какие подарки людям принесла осень;
почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей :
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.
В образовательной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Им в помощь в родительском уголке предложены рекомендации, и информация об осени, игры, загадки и стихи.
Сроки проведения: 2 недели
Участники проекта : дети старшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, воспитатели, родители, учитель-логопед.
Предварительная работа:
Подбор дидактического и сенсорного материала. Подбор иллюстраций с осенними пейзажами, подбор художественной литературы по теме «Золотая осень. Деревья осенью», Подбор музыки на осенние мотивы.
Выполнение проекта :
В работе с детьми:
1. Совместное создание эстетической среды в группе.
- внесение в уголок природы букета осенних листьев с разной окраской и формой.
- рассматривание и сравнение гроздьев рябины и калины.
2. Рассматривание наглядных материалов и пособий, предметов и явлений для развития образного восприятия:
- картина Левитана «Золотая осень»;
- папка-раскладушка «Природа осенью»;
- альбом «Осенние зарисовки»;
- фотографии «Осень в Москве».
3. Овладение детьми доступных изобразительных умений и навыков в рисовании: использование акварели, гуаши, восковых мелков в изодеятельности, тонирование фона по-мокрому.
- Нетрадиционное обучение составления коллажа разными изобразительными техниками;
4. Наблюдение природы:
Рассматривание деревьев, сравнение деревьев и кустарников; нахождение осенних примет; прогулки с детьми и наблюдение за ветром; за небом; за сезонными изменениями в природе; за листопадом; за цветником; за березой, за клёном, за рябиной; за осенним дождем.
5. Умение видеть красоту вокруг себя и любоваться ею:
- экскурсия по территории детского сада;
- беседы об увиденном.
6. Рассматривание произведений живописи и знакомство с художниками:
- А. А. Грицай «Листопад»; И. Остроухов «Осенние поля»; И. Остроухов «Золотая осень»; Е. Волков «Октябрь»;
- произведения живописи, созданные в реалистической манере «Листопад», «Дерево», «Роща», «Осень».
7. Чтение художественной литературы о природе и явлениях, происходящих в ней.
Выложить в книжный уголок книги: «Прогулки по лесу», «Занимательная ботаника»; альбомы «Деревья наших лесов»
- поэзия: В. Степанов «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»; И. Бунин «Листопад»; А. Майков «Осенние листья»; А. Плещеев «Скучная картина»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»; В. Берестов «Тучка»; С. Маршак «Радуга»; М. Яснов «Дождик». И. Токмакова «Дуб»
- проза: «Букет» Ю. Коваль; «Бабушкин садик» С. Георгиев; «Грибы» В. Катаев; «Туман» М. Гумилёвская; «Белка готовится к зиме» Г. Скребицкий. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; С. Воронин «Моя берёза. Осенью»
- пословицы и поговорки о природе:
- Весною дождь парит, а осенью мочит.
- От осени к лету поворота нету.
- Затянули дожди - груздей не жди.
- Поздний отлет птиц предвещает теплую зиму.
- В сентябре и лист не держится.
- В сентябре одна ягода - и та горькая рябина.
- Осенью паутина летает - к теплу.
- Октябрь землю прикроет снежком, где листком.
- Ноябрь - ворота зимы.
- Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме батюшка.
8. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Назови ветки», «Один много», «Подбери пару» «Угадай растение по описанию», «Угадай растение по названию», «Найди листок, какой покажу», «Жадина», «Скажи наоборот», «Назови, какая погода?», «Я начну, а ты закончи», «Три листа».
• Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес».
• Подвижные игры: «Осенние листочки», «Разноцветная карусель», «Кто быстрее добежит до елочки», «Вороны и собачка», «Перелет птиц», «Раз, два, три к дереву беги», «У медведя во бору», «Где солнышко?», «Ветер-ветерок», «Дождь колючий»
• Хороводная игра : «Здравствуй Осень»
• Игры-ситуации: «Какая погода лучше?», «На пруду».
Презентация проекта :
- Оформление детскими работами помещений детского сада.
Этапы реализации
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"
Небо (какое) — осеннее,
ветер (какой) — осенний,
аллея (какая) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
. дует ветер — ветреная;
…. если на улице холодно, какая погода? — холодная;
…. если пасмурно — пасмурная,
. сыро — сырая,
. хмуро — хмурая,
. солнечно — солнечная,
. ясно — ясная.
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много» (скажи по образцу)
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Пересказ рассказа «Осень», с помощью опорных схем (мнемотаблиц)
После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук, другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка, многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай : овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
. холодная — жаркая,
. хорошая — плохая.
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что) —. ;
школьники идут с портфелями (куда) —. ;
листья на деревьях стали (какими) —. ;
цветы на клумбах (что сделали) —. ;
птицы улетают (куда) —. ;
звери делают на зиму (что) —. ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что) —.
Построение монолога «Расскажи об осени по плану» :
1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.
Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки» (детям от 6 лет)
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
Диалог
Цели: развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.
— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
Из пособия Г. Быстровой, Э. Сизовой, Т. Шуйской
Закличка
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
ОСЕННЯЯ
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
(Русская народная закличка)
Игра «Четвёртый лишний»
Цели: учить отличать признаки осени от признаков других времён года, развивать связную речь (употребление сложноподчинённых предложений, развивать зрительное внимание.
Ход игры. Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трёх из которых изображено одно время года, а на четвёртой —другое. Дети рассматривают картинки и составляют предложения.
Например:
Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках изображена осень.
- Игра «Три листа»
Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).
Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.
Например:
Дубовый лист — между кленовым и берёзовым. Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.
За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.
Повторение названий осенних месяцев
Цели: закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.
На тёплый юг летит журавль, Позолотил листву сентябрь. Позолотил листву сентябрь, Сорвал листву с ветвей октябрь. Сорвал листву с ветвей октябрь, Укрыл листву снежком ноябрь.
Вопросы и задания:
Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре? Назовите первый (второй, третий) осенний месяц. Перечислите осенние месяцы по порядку.
Пальчиковая гимнастика
Разбросала осень листья, Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдём, В букеты листья соберём.
Лист кленовый,
лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки, Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
И. Михеева (Делают волнообразные движения ладонями.) (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз. («Шагают» пальцами обеих рук. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.) (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.) (Звонко хлопают в ладони.)
Координация речи с движением «Леса-чудеса»
Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, творческое воображение, закреплять в речи названия деревьев.
Загадки
Цели: развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер)
Список используемой литературы:
1. Брежнева Елена, Брежнев Николай «Хочу все знать» Комплект рабочих тетрадей рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Издательство: Владос, Год выпуска: 2006
2. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007
3. Михеева И. А. Чешева С. В. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург 2009