Римма Сулеймановна
Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?» (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия для родителей «Что мы слышим?»
Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями-опорно-двигательного аппарата и тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет.
Автор-сценария: Снигирева Р. С., учитель-логопед
Цель: совершенствовать формы работы с родителями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи через формирование фонематического восприятия.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия для родителей „Что мы слышим?“ (для детей с тяжелыми нарушениями речи 5–6 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о звуках. Помогать мне будут ваши дети. Целый год мы с ними знакомились с разными звуками, играли и узнавали их. Им не терпится рассказать Вам всё, что они знают о звуках. А я познакомлю Вас некоторыми играми и упражнениями, с помощью которых можно весело и непринужденно закреплять с детьми речевые звуки.
Игра «Что такое звуки?»
Участники игры (4 ребенка) подходят к столу и выбирают любые предметы.
1-й ребенок стучит 2-мя деревянными кубиками и говорит: «Это звук».
2-й ребенок звенит в колокольчик и говорит: «Это звук».
3-й ребенок стучит в бубен и говорит: «Это звук».
4-й ребенок коробочкой с мелкими предметами и говорит: «Это звук».
Логопед обращается к детям, а затем к родителям: Что вы сейчас слышали? (Звуки)
Игра «Кто как кричит?» (по стихотворению И. Гамзакова «Кто как кричит?»)
Правила игры: Уважаемые родители! Прослушайте стихотворение-небылицу и подберите рифму. А чтобы вам легче было подобрать рифму, вам помогут картинки.
Дети рассказывают небылицу:
1. Сидит ворон на суку
И кричит …. (Ку-ка-ре-ку) (на слайде картинка «петуха»)
2. Над селом взошла заря,
Петухи запели …. (Кря) (на слайде картинка «утки»)
3. Не пойму я, почему
Запищал цыплёнок …. (Му) (на слайде картинка «телёнка»)
4. Гуси-гуси, все ко мне!
Закричали гуси …. (Ме) (на слайде картинка «козы»)
5. Всех прохожих напугав,
Зажужжали пчёлы … (Гав). (на слайде картинка «собаки»)
Логопед обращается к родителям: Что вы сейчас говорили? (Так говорят животные)
Ребята, а как правильно сказать, что мы слышали сейчас? (Звуки).
Логопед: Сейчас мы с вами прослушали разные звуки. Но есть особые звуки. С помощью этих особых звуков мы понимаем друг друга, общаемся. Догадались, что это за звуки? Это речевые звуки. Когда звуки начинают дружить друг с другом, то получаются очень интересные слова. А появились звуки так…
Дети инсценируют сказку о гласных звуках «Теремок»
Игра-сказка «Теремок»
Ведущий (ребёнок):
В чистом поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю звук А бежит,
У дверей остановился и стучит.
Звук А: Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Ведущий: Никто не отвечает.
Ведущий: В чистом поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю звук У бежит,
У дверей остановился и стучит.
Звук У: Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Звук А: Это я – звук А. А ты кто?
Звук У: Это я – звук У? Пустите меня в теремок?
Звук А: А что ты умеешь делать?
Звук У: Я могу петь, кричать, тянуться.
Звук А: Заходи. Вдвоём будет веселее!
Ведущий:В чистом поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок.
Как по полю-полю звуки О и Э бегут,
У дверей остановились и стучат.
Звуки О и Э: Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?
Звук А: Я – звук А.
Звук У: Я – звук У.
Звук А и У: А вы кто?
Звук О и Э: Я – звук О. Я – звук Э. Пустите нас в теремок?
Звук А: А что вы умеете делать?
Звук О и Э: Мы можем петь, кричать, тянуться.
Звук А: Заходите. Вместе будет веселее!
Далее приходят звуки И и Ы.
Логопед обращается к детям: ребята, о каких звуках мы смотрели сказку. (О гласных звуках). Сколько гласных звуков? (6). Молодцы!
Логопед обращается к родителям: Как называются звуки А, О. У, Ы, И, Э? (Гласные) Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6).
Логопед: Сейчас приглашаю всех на физминутку. Гласные звуки можно не только петь, но ещё изобразить с помощью рук. С помощью движений дети хорошо запомнили гласные звуки.
Физминутка «Живые звуки»
Дети: Мы знаем 6 гласных звуков.
Дети «показывают гласные звуки» движениями рук и поют их. (см. «Фонетическая ритмика). Взрослые повторяют движения.
Игра «Насос»
На слайде картинка с изображением насоса.
Логопед: Ребята, вы догадались, с каким звуком мы сейчас будем играть? (Со звуком [С]).
Сейчас будем накачивать шины колёс.
Дети изображают как насосом можно накачивать шины колёс, сопровождая движения звуком : СССССС.
Игра «Звук, я тебя слышу»
Дети стоят повернувшись спинами в круг.
Логопед: Я сейчас буду называть разные звуки. Как только вы услышите звук [С], топните правой ногой.
2-й вариант игры: услышать слоги со звуком [С] и топнуть левой ногой.
Игра «Весёлые мячики»
Логопед: Я вам дарю песенку со звуком [С] (СА, Со, СУ, СЫ, СЭ). Вы «разбиваете» песенку на звуки.
Игра проводится с 2-мя «массажными мячиками (один красный мяч, другой синий мяч)
Например: логопед произносит слог СО и даёт ребенку 2 мяча. Ребенок медленно поёт слог (сссоооо, затем называет 1-й звук [С] и поднимает синий мяч, далее называет 2-й звук [О] и поднимает красный мяч.
Игра «Подарим картинки» (определение позиции звука в слове)
Дети садятся за столы рядом с родителями.
Логопед: У вас на столах лежат картинки. На счёт -1, переверните картинки, на счёт – 2, назовите картинки, выделяя голосом звук С. Определите вместе с ребенком, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).
Работа на интерактивной доске.
Логопед: Света, Нестор и Стас любят получать подарки. Но Света любит подарки со звуком [С] … Догадались, какие картинки нравятся детям? Да, Свете нравятся подарки со звуком [С] в начале слова, Нестору - со звуком [С] в середине слова, а Стасу - со звуком [С] в конце слова.
Дети выходят к доске и распределяют картинки под фотографиями детей.
Затем дети называют картинки и проверяют.
Информация для родителей: звонкие согласные в конце слова становятся глухими.
Например: в слове «арбуз» в конце пишется буква З. А мы с вами говорим о звуках. Слово «арбуз» говорим: [арбус]. Значит, в конце слова мы слышим звук [С].
Игра «Запомни-повтори» (6 игроков)
Логопед: Мяч по кругу мы пускаем, слова со звуком [С] мы называем. Но называем так:
1 ребенок называет одно слово;
2-й ребенок называет слово 1-го и своё;
3-й ребенок называет слова 1-го, 2-го и своё. И т. д.
Дети по очереди называют слова о звуком [С].
Логопед: А теперь давайте все вместе еще раз назовем слова по порядку.
Информация для родителей: Игра способствует развитию памяти. И в дальнейшем такая тренировка поможет детям не переставлять слова в предложениях при заучивании стихов, песен.
Игра «Логопедическая мастерская»
1. Логопед предлагает родителям вместе с детьми изготовить логопедическую гармошку.
(Приложение). На логопедической гармошке нарисованы картинки со звуком [С].
2. Обратить внимание детей, что не хватает 2-х картинок. Дети придумывают слова со
звуком [С] и рисуют на гармошке 2 картинки.
Рефлексия
Логопед: Спасибо всем за участие. А теперь становитесь в круг со своими детьми. Играем в игру «Повтори –не ошибись»
Игра «Повтори – не ошибись»
Дети приглашают родителей в круг. Дети вместе с родителями проговаривают чистоговорку на звук [С]. Приложение)
Логопед благодарит всех участников. Детям раздает медали с символикой и надписью «Звукознайкин»