Елена Герман
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи.
2) Развивать навыки звукового анализа и синтеза
3) Развивать фонематический слух и восприятие, слуховую и зрительную
память
4) Упражнять в словообразовании (существительных с суффиксом ищ, чк
5) Воспитывать готовность приходить на помощь
Оборудование: проектор, экран
Демонстрационный и раздаточный материал:
индивидуальные зеркала, картинки.
Словарная работа: щенок, щекочу, щётка, калач.
Публикация «Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи „Чук и его щенок“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа:
Ход занятия:
1. Орг. Момент (3 мин)
-Логопед: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Ваши умные и добрые лица, внимательные глаза говорят о том, что вы готовы поделиться со мной своими знаниями».
Предлагаю вам вместе со мной поиграть в игру. Назови свое имя ласково.
«Меня зовут Лена, а ласково Леночка (дети по очереди называют своё имя).
2. Основная часть
(слышится плач, появляется на экране мальчик) (4 мин)
Логопед: Ребята, слышите, кто-то плачет! Когда мы плачем какое чувство тогда испытываем?
Дети: Грусть
Логопед: Мальчик, почему ты плачешь?
Чук: У меня сегодня день рождения, а мне не подарили подарок.
Логопед: Ты не расстраивайся, у меня есть замечательный щенок, и я бы хотела подарить его тебе!
-Ребята, предлагаю подружиться с мальчиком, а для этого нужно спросить, как его зовут?
Дети: Мальчик, как тебя зовут?
Чук: Меня зовут Чук.
Логопед. Какое у него необычное имя. И начинается с необычного звука. Ребята, с какого звука начинается слово «Чук»
Дети: Слово «Чук» начинается со звука «ч»
Логопед: И слово щенок тоже начинается с интересного звука, с какого ребята?
Дети: Слово «Щенок» начинается со звука «Щ»
Логопед: Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Давайте расскажем Чуку и щенку, какие это звуки.
Артикуляция звучание и характеристика звуков Ч-Щ (7 мин)
1) Уточнение артикуляции звука [ч] и его характеристика
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [ч]. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык?
Дети: Губы выдвинуты вперед и округлены; язык поднят вверх. Кончик языка касается неба. Струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта; звук всегда произносится мягко; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит звук глухой.
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку «Ч»
Дети: Звук [ч] – согласный, так как воздух встречает преграду; глухой
(голосовые связки не работают, всегда мягкий.
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [щ]. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык?
Дети: Губы выдвинуты вперед и округлены, зубы сближены. Кончик языка касается неба. Струя воздуха теплая; звук всегда произносится мягко; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит звук глухой.
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку «Ч»
Дети: Звук [Щ] – согласный, так как воздух встречает преграду; глухой
(голосовые связки не работают, всегда мягкий.
Логопед: В чем отличие и схожесть звуков [Щ] и [Ч]?
Дети: – Одинаковое положение губ, язык в верхнем положении, теплый воздух выходит изо рта, оба звука всегда мягкие, глухие.
По-разному выходит воздух изо рта: при звуке [Щ] – плавно, при звуке [Ч] –толчкообразно.
Дифференциация звуков [ч],[щ] изолированно Развитие фонематического слуха. (3 мин)
Логопед: Наш щенок очень любит играть в разные игры, так как он вырос в детском саду. Он предлагает поиграть в игру «Внимательные ушки» Встаньте все в круг.
Логопед: Если вы услышите звук «Ч», то вы хлопаете, если услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите другие звуки – приседаете.
Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Тя, Ща, Си, Чу, Носик, Щука, Ночь
Молодцы, ребята! Хорошо справились.
Дифференциация в слогах (5 мин)
Логопед: Наш щенок совсем маленький, многого боится. Спрятался он под кровать и не вылезает. А когда щенок слышит знакомые ему звуки, то успокаивается. Давайте позовем щенка, а чтобы было веселее ловите мяч. Ребята, я буду говорить слоги или слова со звуком «Щ»или «Ч», а вы будите менять звуки «Ч» на «Щ» или наоборот.
Ча - ща
Чо-що
Уч-ущ
Ищ-ич
Ача- аща
Учу – ущу
Чашка- шашка
Печать-пищать,
Точу-тащу,
Лечи-лещи,
Челка-щелка,
Плач-плащ,
Горячий-горящий
Дифференциация в предложении (4 мин)
Логопед: Наш щенок стал собираться на улицу, а Чук его стал прихорашивать и при этом он приговаривал:
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Найдите в скороговорке слова, в которых слышится звук «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)
-Ребята, какое слово вам понравилось больше всего?
Дети: Щетка
Логопед: В слове щетка, где слышится звук «Щ»?
Дети: В слове щетка звук «Щ» слышится в начале слова.
Логопед: Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)
- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)
Логопед: В слове чищу, где вы слышите звук «Ч»?
Дети: В начале слова.
Логопед: А звук «Ч» где мы слышим?
Дети: В середине.
Предлагаю повторить это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально) .
Упражнение на координацию с движением «Щетки» (3 мин)
Логопед: Немного поиграем. Повторяем слова и движения. Этой щеткой чищу зубы (имитация чистки зубов) Этой щеткой башмаки (наклон) Этой щеткой чищу вещи (наклоны в стороны) Все три щетки мне нужны.
-Давайте расскажем Чуку, какие еще бывают щетки?
Дети: Щетки стеклоочистители для машины, щетки для животных, щетки для мытья окон и т. п.
Упражнение на употребление предлогов (под, за, из, из-за)
Логопед: Ребята, Чук решил поиграть в прятки со щенком. Давайте щенку поможем отыскать, Чука. Смотрим на слайд.
- Чук спрятался куда?
Дети: Чук спрятался под стол.
Логопед: А теперь, где он прячется?
Дети: Чук прячется за диваном.
Логопед: Чук смотрит откуда?
Дети: Чук смотрит из окна.
Логопед: А теперь откуда выглядывает, Чук.
Дети: Чук выглядывает из-за шторы.
Составление предложений по картинкам. Картинки располагаются на «Волшебном квадрате. (7 мин)
Логопед: Но самой любимой игрой для Чука и щенка было придумывание предложений, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ».
-А помогут нам в составлении предложении картинки и «волшебный квадрат». Кто хочет первый разместить картинку на волшебном квадрате. (подходит ребенок к мольберту)
- Помести картинку в правый верхний угол.
- Помести картинку в верхний центр.
- Помести картинку в левый нижний угол.
- Помести картинку в правый нижний угол.
- Помести картинку в левый верхний угол.
-Помести картинку в нижний центр.
Логопед: Что изображено на верхних квадратах?
Дети: Девочка, мальчик, качели.
Логопед: Ребята, составьте предложения с этими словами.
Дети: Девочка и мальчик качаются на качелях.
Девочка качает мальчика на качели.
Логопед: Молодцы! Что изображено на нижних картинках.
Дети: Щенок, мальчик, щетка.
Логопед: Составьте предложение с помощью этих слов?
Дети: Мальчик щеткой чистит щенка.
Щенок любит, когда мальчик чистит щенка щеткой.
Логопед: Хорошо.
Звуковой анализ и синтез. Развитие мелкой моторики. (5 мин)
Логопед: Устал щенок и ему необходимо подкрепиться. Давайте угостим его калачом. Ребята, а вы знаете, что такое калач?
Дети: это такой хлеб.
Логопед: Калач – это белый хлеб, выпеченный в форме замка с дужкой. Его можно купить в Копейске в хлебном киоске.
Давайте расскажем щенку и Чуку про это слово. Для этого пройдем к столам. Выберете полоску с необходимым количеством квадратов. А затем прицепляйте прищепки нужного цвета.
Логопед: Сколько слогов и звуков в слове «Калач»
Дети: В слове «Калач» два слога и пять звуков.
Логопед: Назовите звуки по порядку и дайте им характеристику.
Дети: В слове «Калач» первый звук «к» – это согласный, твердый, глухой звук. Второй звук а – это гласный звук, третий звук «л» это согласный, твердый, звонкий звук. Четвертый «а» - это гласный звук. Пятый звук «ч» – это согласный мягкий звук.
Логопед: Молодцы!
Словообразование с помощью суффикса – ИЩ (3 мин)
Логопед: Ребята, предлагаю нам всем вместе подойти к столу, на котором разложены картинки. Каждый возьмите по одной любой картинки и вернитесь на свои места.
Скоро из щенка вырастет большой пёс. И тогда у него уже будут не маленькие глазки, а большие что?
Дети: глазищи
Логопед: Продолжим по цепочке. Начиная с …
Дети: Не носик, а носище
Не лапы, а лапище
Не хвостик, а хвостище
Не зубы, а зубища
Не когти, а когтище
Не язык, а язычище
3. Итог: (2 мин)
Логопед: Нашим гостям пора домой.
-Они хотят узнать - с какими звуками вы сегодня работали?
-Чем они похожи?
-Вам понравилось занятие?
-Что вам больше всего понравилось?
Задание на дом.
Раскрасить на раскраске все предметы в которых встречается звук Ч или Щ
Выучить чистоговорку
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.