Татьяна Пиляева
Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей
у детей с тяжелыми нарушениями речи
через нетрадиционные материалы и техники рисования»
Творческие способности дошкольников развиваются в процессе изобразительной деятельности, которая является важным средством всестороннего развития ребенка, формирования положительного отношения к окружающему миру.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные материалы и техники рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Но дети с тяжелыми нарушениями речи являются особой категорией,
у них отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений рук, страдает мелкая моторика пальцев рук, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию, способы изображения предметов однообразны и схематичны. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. На качество изображения оказывают влияние также недостаточно сформированные психические процессы: память, внимание, мышление, несовершенство эмоционально-волевой сферы. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Поэтому изобразительная деятельность детей с речевой патологией нуждается в целенаправленном развитии.
Но, как показывает практика, с помощью только традиционных форм в изобразительной деятельности нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
В результате у меня, как педагога, возникла необходимость в поиске новых инновационных подходов, которые будут способствовать атмосфере свободного, радостного творчества воспитанников, смелости в изодеятельности, возможности экспериментирования в ходе создании собственных оригинальных работ.
Изучив и проанализировав передовой опыт, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, пришла к выводу: оптимальным средством по развитию творческих способностей детей с тяжелыми нарушениями речи являются нетрадиционные материалы и техники рисования, способствующие формированию у дошкольников уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой деятельности.
Нетрадиционные материалы и техники рисования : рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск поролоном, пробкой, рисование смятой бумагой, манкой, свечой и акварелью, аппликативное рисование различными природными и бросовыми материалами, - не ограничивали пальцы ребенка фиксированным положением, как при правильном держании кисти или карандаша, а помогали преодолеть общую моторную неловкость, способствовали развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.
Дети осваивали художественные приемы и изобразительные средства через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Работа с нетрадиционными материалами (ватными палочками, сухими листьями, острой палочкой, ватными дисками, поролоном и др.) помогала концентрации внимания, формировала усидчивость, развивала память, так как ребенок должен был запомнить последовательность выполнения изобразительной техники.
Различные технологии способствовали развитию пальцевой моторики, координации движений руки и глаза, формированию умения ориентироваться на листе бумаги. Дети получили знания о свойствах материалов и способе работы с ними, обогатился словарный запас, сформировались навыки связной речи. У детей с тяжелыми нарушениями речи успешно решались и задачи развития психических процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти. Изобразительная деятельность выполняла и терапевтическую функцию, устраняя страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение, обеспечивая положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Нетрадиционные техники рисования способствовали развитию познавательных интересов и творческих открытий моих воспитанников.
Изобразительная деятельность доставляла детям большое удовольствие, ведь они видели результат своей деятельности. Но ребенку очень важно признание его творческой деятельности, успешность в коллективе, поэтому постоянно оформляли персональные и коллективные выставки в группе и в детском саду, участвовали мои воспитанники и в конкурсных мероприятиях различного уровня, которые повышали самооценку ребенка и его авторитет среди сверстников.
Таким образом, использование нетрадиционной техники и нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности способствовало интеллектуальному и творческому развитию, коррекции речевых нарушений, пальцевой моторики, психических процессов и личностной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.