Получи документы

Творческий отчет по теме самообразования «Работа над художественным текстом посредством технологий критического мышления»

Наталья Пильщикова
Творческий отчет по теме самообразования «Работа над художественным текстом посредством технологий критического мышления»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд №1

Я, Пильщикова Наталья Николаевна, воспитатель первой категории ГККП «ясли – сада №34» города Павлодара.

Слайд №2

Родилась 8 мая 1967 года.

Образование: высшее, окончила Павлодарский педагогический институт в 1990 году. Имею специальность по диплому: педагогика и методика начального обучения. Квалификация: учитель начальных классов средней школы. Общий стаж работы : 25 лет 11 месяцев. Педагогический стаж: 25лет 11 месяцев. Категория: первая, присвоена в 2010 году. В данном детском саду: с 2002 года.

Публикация «Творческий отчет по теме самообразования „Работа над художественным текстом посредством технологий критического мышления“» размещена в разделах

Слайд № 3

Курсы повышения квалификации проходила при институте повышения квалификации педагогических работников по Павлодарской области по теме «Научно – методические основы организации компетентностного образования детей 6 -7 лет в условиях 12 – летнего образования» с17 по 22 февраля 2014 года.

Слайд № 4

Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных ситуациях стали основой прогресса, условием реализации стратегии устойчивого развития и безопасности Республики Казахстан.

Дошкольное образование является первой ступенью в формировании потенциала общества. Государственный заказ, ожидания родителей – это дети не только знающие, но и умеющие применять знания в жизни, в реальных условиях. Поэтому формирование компетентностей детей так необходимо и в детском саду. Компетентность – это уровень умения дошкольником применять знания и умения в реальных условиях, это личное его качество.

Каким образом организовать педагогический процесс, чтобы он формировал именно компетентности, а не просто знания и умения? Новые образовательные технологии решают эти вопросы наиболее эффективно. Одной из самых развивающихся технологий школьного образования – это технология развития критического мышления.

Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Умение добывать в море информации – нужную, подходить к информации критически, структурировать информацию, фиксировать ее различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму; проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть сформированы при использовании ТРКМ.

Слайд № 5

Моя тема по самообразованию «Работа над художественным текстом посредством технологий критического мышления».

Слайд № 6

Актуальность: формирование коммуникативно – языковой и социальной компетентностей дошкольников на художественной литературе через использование методов и приемов технологии критического мышления.

Гипотеза: если в процессе ознакомления с художественным текстом использовать технологии критического мышления, то это будет способствовать формированию коммуникативно – языковой и социальной

компетентностям.

Слайд №7

Определила цели, задачи и ожидаемый результат на себя:

Цель: овладение методами и приемами технологии критического мышления в ОУД при ознакомлении с художественным текстом.

Задачи:

1. Изучить методы и приемы технологии критического мышления и применить их на практике.

2. Проработать учебно-методическую литературу по ознакомлению детей с детской художественной литературой.

3. Развивать свою познавательную активность, педагогические способности (наблюдательность, воображение, педагогическое мастерство, организационные способности)

4. Воспитывать в себе волевые качества, направленные на достижение конечного результата.

Результат:

1. Овладение методами и приемами технологии критического мышления

в ОУД при ознакомлении с художественным текстом.

2. Копилка дидактических игр.

3. Календарно – перспективные планы ОУД по художественной литературе и конспекты занятий.

Слайд № 8

Определила цели, задачи и ожидаемый результат на детей:

Цель: соответствие уровня сформированности коммуникативно – языковой и социальной компетентностей, усвоение программного содержания на 85 – 90 %.

Задачи:

1. Научить детей осмысленно воспринимать художественный текст, формировать социальные качества личности через анализ произведений детской художественной литературы и устного народного творчества.

2. Развивать критическое мышление, восприятие, внимание.

3. Воспитывать умение принимать обдуманное решение и формировать собственное отношение, доказывать свою правоту, умение слушать и понимать речь воспитателя.

Результат:

1. Формирование коммуникативно – языковой компетентности детей по основным направлениям.

2. Динамика развития коммуникативно – языковой компетентности. 3. Развитие устной речи и формирование навыков осмысленного восприятия текста.

Слайд №9

Работу наметила поэтапно и шаг за шагом шла вместе с детьми к цели.

Изучена литература по технологии критического мышления

Разработаны критерии и контрольные задания по художественной литературе

Адаптация и апробирование методов и приемов технологии критического мышления в ОУД.

Адаптация методов технологии критического мышления состоит в основном в замене письма на иллюстрации, рисунки, модели и знаки, которые дети могут коллективно составить или придумать. Обязательно предварительно надо приготовить возможные картинки, фото, иллюстрации и т. п., которые появляются на занятии после их ассоциирования детьми.

Обогащен педагогический процесс:

- дидактические игры

- пособия по художественное литературе и развития наглядно-образного и словесно – логического мышления

- перспективно – календарное планирование по художественной литературе

Обобщен опыт работы : сборник конспектов

занятий «Литературный ручеек» для

среднего дошкольного возраста.

Слайд № 10

Работу вела в трех направлениях:

Работа с педагогами : делилась своими знаниями и умениями на педчасах, педсоветах, семинарах через консультации, отчеты. На открытых занятиях показала методы и приемы технологии критического мышления.

Слайд № 11

Работа с родителями : Родители были помощниками и для меня и для детей: встречи за круглым столом, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания и конференции.

Слайд № 12

В работе с детьми использовала методы и приемы технологии критического мышления.

Слайд № 13

Технология «Развитие критического мышления» относится к типу «рамочных». Своеобразной «рамкой», в которую вписывается занятие, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура занятия, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Это современная "надпредметная" технология. Она решает задачи:

образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Базовая модель технологии развития критического мышления предлагает 3 стадии. Каждая стадия в технологии критического мышления выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.

Стадия Функция

Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме).

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме).

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного занятия, то очевидно, что они не представляют какой-то новизны для педагога. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для педагога звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний воспитанников. А «осмысление» это как часть занятия, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционной структуре – это закрепление материала, проверка усвоения.

Слайд № 14

Методы и приемы критического мышления, используемые на занятиях:

«Толстые и тонкие вопросы»

«Ромашка Блума»

Таблица «Синквейн»

«Верные – неверные суждения»

«Корзина идей и понятий»

«Дерево предсказаний»

«Шесть шляп мышления»

Слайд № 15

Прием "Тонкие и толстые вопросы" использую на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Тонкие вопросы (Кто? Что? Когда? Может.? Будет.? Верно ли.? Согласны ли Вы.?) подразумевают ответ «да», «нет», «не знаю»

Толстые вопросы (Дайте три объяснения, почему.? Объясните, почему.? Почему Вы думаете.? Почему Вы считаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если.? Что, если.?) требуют развёрнутого ответа.

Слайд № 16

Краеугольным камнем технологии является развитие умения задавать вопросы. «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы», — писал американский психолог Элисон Кинг.

«Ромашка Блума» - классификация вопросов Б. Блума (американского психолога) :

В технологии развития критического мышления придерживаются следующей системы:

• Простые («Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?»).

• Объясняющие («Почему?»).

• Уточняющие («Правильно ли я поняла?.», «Верно ли?.»).

• Оценочные («Чем отличается?.», «Как ты относишься. ?»).

• Практические («Как бы ты поступил?.», «Где в обычной жизни?.»).

Творческие («Что было бы, если?.»).

Простые вопросы — это вопросы, ответы на которые требуют знания фактической информации и ориентированные на работу памяти.

Объясняющие вопросы направлены на установление причинно-след-ственных связей. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию своих поступков.

Уточняющие вопросы необходимы для формирования у ребенка умения выражать свои мысли. Учащиеся узнают о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.

Оценочные вопросы направлены на осознание собеседником своего отношения к некоторому явлению или факту. Они вовлекают в работу эмо-циональную сторону мышления.

Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Творческие вопросы направлены на развитие творческого мышления (умение вжиться в роль другого, стремиться находить новое применение известным вещам, склонность к прогнозам, фантазия, тяга к изобретениям).

Слайд № 17

Способность резюмировать информацию, излагать чувства и представ-ления в нескольких словах — важное умение. Оно требует от дошкольника вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Синквейн является стихотворной формой, основанной на рефлексии и построенной по определенным «правилам». Слово «синквейн» проис-ходит от французского слова «пять», это т. е. стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

• В первой строчке тема задается одним словом.

• Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилага-тельными).

• Третья строчка—это описание действия тремя словами.

• Четвертая строчка — это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме, объекту.

• Пятая строчка—это синоним, выраженный одним словом, повто-ряющий суть темы.

При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный ин-струмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Как пра-вило, провожу его на стадии рефлексии, однако опыт показывает, что есть и другие его возможности.

Использование синквейна на разных стадиях занятия имеет разные задачи:

На стадии: вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.

• На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.

• На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний.

• Пчелка.

• Маленькая, трудолюбивая.

• Летает, опыляет, жалит.

• Приносит людям пользу.

• Насекомое.

Слайд №18

Слайд №19

Приём «Корзина» идей, понятий, имён( «Мозговой штурм», «Ассоциации»)

Это приемы организации детей на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают по обсуждаемой теме. На доске вывешиваю картинку корзины, в которой условно будет собрано все то, что все дети вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

Задается прямой вопрос о том, что известно детям по той или иной проблеме. Они делятся друг с другом известным знанием. Время на обсуждение не более 3 минут.

Слайд № 20

Метод «Думательных шляп» или «Шесть шляп мышления» — один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Он решил связать типы мышления с цветными шляпами. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, дети учатся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций. «Белая шляпа»- информационная. Какой обладаем информацией? Что нам известно. «Красная шляпа»- эмоциональная. Какие чувства по этому поводу? «Черная шляпа»- критическая. Правда ли это? В чем недостатки? «Желтая шляпа» - положительное позитивное мышление. Почему это можно делать? «Зеленая шляпа» - творчество. Новые идеи, предложения. «Синяя шляпа»- обобщение. Чего мы достигли. Подведение итогов.

Слайд № 21

Развитие критического мышления эффективно достигается в игровой форме. Я в своей работе использую игры на развитие логического внимания:

Д\и «Моделирование» - замещаем один объект другим (реальный – условным) : жёлтый кружочек – это колобок, серый – заяц, коричневый – медведь и т. д. Имеет многофункциональное назначение: расшифруй название сказки, перескажи сказку

Сказка «Три медведя»

Медведи – бумажные полоски разной длины. Стулья – квадраты, кровати – прямоугольники. Домик – большой прямоугольник с «окном». Взрослый читает, а ребёнок – разыгрывает. Ребёнок может придумать свою сказку.

Слайд № 22

Д\и «Что лишнее?» - умение замечать ошибки в использовании предметов, доказывать правильность своего суждения.

Слайд № 23

Д\и «Чего не хватает?» - учит умению анализировать. Ребенку предлагается набор сюжетов из одной сказки, нужно назвать какой пропущен.

Слайд №24

Развиваем у детей наглядно-образное мышление, воображение через дидактические и настольно-печатные игры: «Собери сказку из кубиков», «Помоги пройти по лабиринту», «Собери пазлы»

Стихотворение «Медведь».

1. Рисуем (кодируем) стихотворение (таблица-рисунок).

2. Изображаем действия.

3. Используем серию картинок.

Слайд № 25

Весь дидактический материал систематизирован и находится в доступном для детей месте – центре книги.

Слайд №26

Проведя выше сказанную работу, мы получили такие результаты, что

Дети знают:

сказки народов мира; имена советских писателей и поэтов, их произведения; произведения казахских авторов и национального фольклора

Дети умеют:

эмоционально воспринимать содержание литературных произведений; определять и различать литературные жанры: сказки, рассказы, стихотворения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения; оценивать поступки литературных героев; читать наизусть стихотворные тексты

Дети понимают:

смысл прочитанного текста и выражают собственные чувства и мысли

Слайд № 27

Положительную динамику можно увидеть в сравнительном мониторинге, где рост усвоения программного материала: сентябрь 2013 – май 2014 на 15%.

Использование методов и приемов технологии критического мышления в организованной учебной деятельности очень интересно и эффективно, потому что:

• Устойчивый интерес на протяжении всего занятия

• Повышается качество усвоения программы по данному разделу

• Активизация мыслительных процессов каждого ребенка с учетом принципов дифференциации

• Формирование навыков учебной деятельности – умение работать самостоятельно, в подгруппах

• Отсутствие утомляемости, смена деятельности по времени, использование разнообразных видов деятельности, смена поз

• Развивается произвольное внимание, зрительная и ассоциативная память, воображение, наглядно-образное, словесно – логическое мышление

В результате использования технология «Развитие критического мышления» у детей формируются следующие компетентности:

- здоровье-сберегающая компетентность через выражение своего эмоционального состояния по поводу различных событий;

- коммуникативно-языковая компетентность через использование средств устной коммуникации для налаживания отношений и взаимодействия, в словесном творчестве и высказываниях.

- познавательная компетентность через проявление интереса к окружающему миру, задавание вопросов, эксперименты, установление причинно-следственных связей, реализацию замыслов;

- творческая компетентность через выражение своего отношения к художественным произведениям и создание индивидуальных художественных образов выразительными средствами языка;

- социальная компетентность через выбор адекватной альтернативы поведения и включение в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.

Умение критически мыслить помогает моим воспитанникам легче усвоить материал, необходимый для подготовки к школьному обучению, а также адаптироваться в школе и с ходу взять «высокий старт» в обучении.

Публикации по теме:

Индивидуальный план самообразования по теме «Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 15 «Светлячок» Бугульминского муниципального.

Конспект занятия по ОБЖ с приёмами критического мышления в подготовительной группе «Пожар» Тема непосредственно - образовательной деятельности : «Пожар» Цели: повторить правила пожарной безопасности, причины возникновения пожара.

Отчет по теме самообразования «Сенсорное воспитание дошкольника через дидактические игры» Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание дошкольника через дидактические игры» в подготовительной группе. В работе дошкольных.

Отчет по теме самообразования «Игра как важное средство воспитания дошкольников» Тема: «Игра как важное средство воспитания дошкольников». Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции,.

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Отчет по теме самообразования «Развитие умственных способностей детей средствами игровых технологий» Актуальность. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей.

Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Окружающая действительность предстает перед.

Работа по теме самообразования «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»Работа по теме самообразования «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ взрослого и ребенка. С. Соловейчик.

Работа с родителями. Творческий отчет по летнему оздоровительному периоду.Работа с родителями. Творческий отчет по летнему оздоровительному периоду. Лето, пожалуй, самое благоприятное время для оздоровления наших детей, для их полноценного, всестороннего развития. Летом есть возможность.

Развитие критического мышления учащихся начальной школы в рамках ФГОС Основным приоритетом развития современного образования становится его личностно-ориентированная направленность. Сегодня необходимо критически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет по теме самообразования «Работа над художественным текстом посредством технологий критического мышления»
Опубликовано: 20 января 2016 в 06:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий отчет по теме самообразования «Работа над художественным текстом посредством технологий критического мышления»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пильщикова (УИ 122609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД