Ирина Шкурат
Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по теме самообразования
«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях.
Публикация «Работа по теме самообразования „Детское исследование как метод обучения старших дошкольников“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель поисково - образовательной работы: создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
• развивать у детей дошкольного возраста предпосылки диалектического мышления;
• развивать способности познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• развивать перспективу поисково – познавательной деятельность;
• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Во взаимодействии с детьми я использую методы обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, которые делятся на две группы: репродуктивные и продуктивные.
– объяснительно – иллюстративный (или информационно – рецептивный);
репродуктивный;
проблемное изложение – промежуточная группа;
частично – поисковый (эвристический);
исследовательский.
Репродуктивный метод:
• Объяснительно – иллюстративный – педагог сообщает информацию, но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.
• Репродуктивный метод – создаёт условия для формирования умений и навыков путём упражнений, дети действуют по предложенному образцу
Продуктивный метод:
• Частично – поисковый (эвристический) метод – предполагает решение таких сложных задач, как:
Выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы;
Строить собственные доказательства;
Делать выводы из представленных фактов;
Высказывать предложения и строить планы их проверки.
• Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, сделанные на их основании суждения и умозаключения.
Использование метода исследования в образовательной деятельности дошкольного учреждения как метода интегративного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, потребность в получении новых знаний и новой информации, развить творческие способности, умение применять полученные знания на практике.
Исследовательская деятельность формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям.
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно – практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой стороны – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. К сожалению возможности дошкольного возраста, в решении этих задач ещё недооцениваются.
У детей очень много вопросов: «Зачем?», «Почему?», «А как это?». Но что бы отвечать на детские вопросы, я поняла, что мне самой надо ещё многое узнать.
В 2013г. я повысила свой образовательный уровень, окончив курсы повышения квалификации Педагогический университет «Первое
сентября» по программе А. И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», приобрела методическую литературу:
• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
• О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы: игры - занятия для дошкольников»
• Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе»
• Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
• Н. В. Нищева «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты,
эксперименты, игры».
• Н. В. Нищева «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ»
Свою работу по исследовательской активности детей я начала с мониторинга: с целью изучения познавательной активности детей в старшей группе. По результатам диагностики я пришла к выводу, что у детей снижены показатели логического мышления, не достаточно грамотно формируют свои мысли, совершенно не умеют делать выводы. Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим показателям: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка.
На 1 этапе для развития экспериментальной деятельности в группе с помощью родителей была оборудована мини лаборатория «Кабинет Кота учёного», в которую приносили всё, что может потребоваться для исследований и экспериментов:
• Контейнеры с песком и водой.
• Клеёнчатые фартуки и нарукавники (можно сделать из обычных полиэтиленовых пакетов).
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)
• Мерные ложки.
• Сита и воронки разного объёма.
• Резиновые груши разного объёма.
• Формы для изготовления льда, пластиковые основания от шоколадных конфет.
• Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл разного объёма.
• Природные материалы: камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры.
• Бросовый материал: бумага разного цвета и фактуры, кусочки ткани и кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробочки.
• Увеличительные стёкла, микроскоп.
• Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
• Песочные часы, весы.
• Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
В мини – лаборатории дети приобретают навыки работы с простейшими
исследовательскими приборами. Лаборатория постоянно пополняется всё новыми материалом для экспериментирования, который находится в доступном месте для детей.
На 2 этапе мною составлена картотека опытов и экспериментов. Подготовила папки – передвижки для родителей элементарных опытов и экспериментов в домашних условиях, что бы дети могли не только в детском саду применять свои знания, но и вместе с родителями дома проводить интересные эксперименты.
Так же для родителей подготовила консультации: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка», «Организация экспериментирования за явлениями неживой природы дома», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Провела родительское собрание по теме: «Детское экспериментирование»
Мною был разработан проект «Чудо – огород на окошке растет», на протяжении которого совместно с детьми, мы наблюдали за ростом культурных растений (огурцов, моркови, лука). В результате проекта были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности:
• Конспект НОД по художественно – эстетического развития (рисование) «Отгадай и нарисуй»;
• Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (лепка) «Овощи на тарелочке»;
• Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Вырежь и наклей то, что нарисовал и слепил»;
• Конспект НОД по речевому развитию «Овощи».
Так же были изготовлены дидактические игры: «Собери картинку», «Найди все овощи», лото «овощи фрукты», картотека загадок «Овощи фрукты», картотека пальчиковых игр на тему «Овощи и Фрукты».
Основной формой детской исследовательской деятельности, которую я использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: водой, песком, снегом, глиной, магнитом. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Опыты напоминают детям фокусы. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решений проблемных ситуаций.
Родители стали моими единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – исследовательской активности детей я провела анкетирование родителей по теме «Детское экспериментирование». 98% родителей поддерживали детей в опытах и экспериментах, выполняемые дома самостоятельно. 2% родителей не придавали особое значение, что их ребенок не просто чем то занимается, а применяет знания, полученные в детском саду.
В результате анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию.
Вывод: Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Детское исследование как метод обучения», я пришла к выводу, что работа в данном направлении эффективна для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста исследовательской деятельности. У детей повысился уровень логического мышления, они стали более грамотно формировать свои мысли, научились видеть и выделять проблему, ставить цели, делать выводы о проделанной работе. Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента. Немало важно, что у детей повысился интерес к экспериментальной деятельности.
Подводя итог исследовательской работы в конце обучения, я отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении по разделу «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребёнку. Я получила хороший результат.