Елена Аксёнова
Развитие критического мышления учащихся начальной школы в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Основным приоритетом развития современного образования становится его личностно-ориентированная направленность.
Сегодня необходимо критически воспринимать информацию, ее оценивать, осмысливать, применять на практике. Встречаясь с новым материалом, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной усваеваемой информации причём уже с начальной школы.
Публикация «Развитие критического мышления учащихся начальной школы в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Высшим приоритетом становится развитие у детей интеллектуального и творческого потенциала, позволяющего в дальнейшем продуцировать новое знание, которое в практическом воплощении послужит источником устойчивого развития личности.
Знания, умения и навыки перестали быть основным результатом образования, но стали средством решения человеком задач различного характера.
Поэтому основное общее образование в системе ФГОС предъявляет ряд базовых требований к содержанию образования.
У современных выпускников должен быть сформирован достаточно высокий уровень функциональной грамотности, необходимой в современном обществе.
Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, а новые педагогические и инновационные технологии в системе образования имеют стратегическое направление развития системы образования, способны решить проблемы личностно-ориентированного подхода в образовании, такого, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание - была бы ведущей в тандеме учитель - ученик, чтобы традиционная парадигма образования - учитель-ученик-учебник была бы со всей решительностью заменена на новую парадигму - ученик-учебник-учитель. Именно поэтому стоит рассмотреть технологию критического мышления, так как её основы помогают осознать смысл деятельности учителя, ученика и самого процесса учения.
Критическое мышление, по словам Стефена Норисса - есть рациональное понятие во что верить, во что не верить. Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопительное» образование на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает».
АКТУАЛЬНОСТЬ технологии Развития критического мышления неоспорима : современные дети не любят читать, боятся отвечать, механически переписывают чужие мысли, не задумываясь над тем, что развитие мыслительных навыков необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение самостоятельно оценивать факты, явления, события, принимать взвешенные решения, работать с информацией и т. п.).
Данная технология разрешает противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках; между высокими требованиями, предъявляемыми к образованию школьников и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками; между возрастающей практической значимостью школьных дисциплин и дефицитом учебного времени. Технология способствует развитию творческого потенциала учащихся, преодолению следующих недостатков в обучении: поверхностное изучение учебного материала, формализм в преподавании предметов, развития у учащихся универсальных учебных навыков.