Надежда Горюшина
«Геометрические тела. Параллелепипед». Тип ситуации «Открытие» нового знания»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель: Формирование понятия «Геометрические тела». Знакомство со свойствами геометрического тела «параллелепипед».
Обучающие:
1. Учить узнавать и называть геометрическое тело – параллелепипед.
2. Формировать представления об отличиях плоскостных геометрических фигур и объемных тел.
Публикация «„Геометрические тела, Параллелепипед“, Тип ситуации „Открытие“ нового знания“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
3. Учить находить в окружающей обстановке предметы формы параллелепипеда.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции:
- анализ свойств исследуемых объектов (при обследовании параллелепипеда);
- сравнение свойств предметов (при сравнении плоскостных геометрических фигур и объемных геометрических тел);
- обобщение (при введении понятия «геометрические тела»).
2. Закреплять умение определять и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция) и тела : шар, куб, цилиндр, параллелепипед.
Воспитывающие:
1. Мотивировать детей на проявление сочувствия и желания оказать помощь.
Раздаточный материал:
1) На каждого ребенка: параллелепипед.
2) Предметы, имеющие форму параллелепипеда по количеству детей или больше (спичечный коробок, книжку и т. д)
Демонстрационный материал:
а) Два дома для геометрических фигур.
2) Параллелепипед : большой и малый.
3) «Волшебные мешочки» (2 штуки).
Другое оборудование:
1. Музыкальный центр.
2. Аудиозаписи: шум ливня, звук плача, музыка, сопровождающая «перемещение» в страну Геометрию, музыка на время «превращения» рисунков.
Предварительная работа с детьми:
1. Знакомство с геометрическими фигурами и телами согласно программе ФЭМП.
1. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Дети входят в зал, здороваются с гостями, проходят к стульчикам.
Ребята, сегодня утром я наткнулась на необычный предмет. Давайте на него посмотрим и разберёмся кто же это?
(Похож на прямоугольник.) (Не знаю.) (Это фигура. (Это параллелепипед)
- Как мы можем точно узнать кто это? (Спросить у него. Посмотреть в книге. Спросить у гостей)
- А у него мы можем спросить? (Да)
Спрашивайте:
-Как тебя зовут?
-Не знаю.
Где ты живёшь?
– В стране Геометрии. Я пошел искать друзей и заблудился.
- Что же делать, ребята? (Найти родителей, отвести домой).
- Вы хотите ему помочь? (Хотим)
-Вы сможете ему помочь? (Можем)
- Что мы должны для этого сделать? (Позвонить маме, родителям) (Попасть в страну Геометрию).
- Я верю, что у нас получится, потому что мы вместе, друзья, дружная команда.
- Только ведь страна Геометрия – волшебная страна и попасть в нее можно тогда, когда мы произнесем волшебное заклинание. Вы помните его? (Помним). Тогда в путь!
Дети проходят через волшебные ворота и произносят волшебное заклинание.
СЛОВА
Через волшебные ворота мы пройдем,
Куда захотим, туда попадем.
- А сейчас возьмёмся за руки, встанем в круг и назовём то место, куда мы хотим попасть. (ГЕ-О-МЕТ-РИ-Я)
Звучит музыка, обозначающая, что они попали в страну Геометрию.
2. Актуализация в игровой ситуации.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
- Вот мы и в стране Геометрия. Но где же жители? (Не знаем) (Спрятались) (На работе (Заболели)
- Наверно они спрятались?
- Что будем делать? (Надо отыскать жителей).
- Давайте поищем!
Дети находят два мешочка, в одном из которых плоскостные геометрические фигуры, в другом – тела : шары и кубы.
Игра «Что в мешочке»
- Хотите посмотреть что там? (Да)
- Каждый из вас нащупает предмет в первом «волшебном» мешочке и назовёт его.
- Определите на ощупь, какие предметы спрятались во втором мешочке, и, не вынимая руки, назовите его
Дети по очереди достают сначала из одного, потом из другого волшебного мешочка геометрические фигуры и тела и называют их.
-Какие фигуры ты нашёл? ….)
- Ребята, посмотрите, есть ли среди фигур такие же, как наш новый друг? (Нет).
- Что же нам делать? (Отправиться искать дальше).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Дети идут дальше. Через некоторое время раздается звук ливня.
-Что это? (Пошел дождь) (Начался ливень)
- Сейчас фигуры вымокнут, а наш маленький дружок может простудиться, быстрее надо что-то придумать! (Надо спрятаться (Надо убежать)
- Куда? (Можно спрятаться в домики)
Воспитатель принимает все ответы детей, но отклоняет их до тех пор, пока дети не предлагают спрятать фигуры в домик.
Дети подходят к домикам и прячут геометрические фигуры через узкую щель в домик. Геометрические тела остаются в руках детей.
- Все спрятались? (Нет.) (Не спрятались кубики и шары).
- Как вы думаете, почему мы не смогли спрятать всех? (Эти фигуры не пролезают в узкую щель).
-Почему? (Потому что они толстые….
- Да, ребята, вы правильно заметили. У всех этих предметов есть объем, тело. Мы так и будем их называть: геометрические тела.
- Надо скорее решить, где их укрыть от дождя? (Под навесом, зонтом).
- Конечно, можно под зонтом. А вот и зонт!
Педагог раскрывает зонт, дети прячут фигуры под ним. (Ставят фигуры на стол.)
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
- Посмотрите, ребята, здесь уже кто-то стоит, спрятался от дождя.
Кроме принесенных тел, под зонтом находится Большой параллелепипед.
- Давайте поздороваемся! (Дети здороваются).
Воспитатель берёт большой параллелепипед и говорит от его имени.
П. - Здравствуйте! Я – большой параллелепипед. А вы кто?
Д. - Мы – дети из детского сада «Родничок». С нами – жители вашей страны…
П. - Как хорошо, что я вас встретил! У меня – беда: пропал мой сынок, маленький Параллелепипед. Вы его не встречали? (Он с нами, мы его нашли).(Вот он)
- Так вот как зовут нашего друга, это –
Дети договаривают предложение «параллелепипед».
Большой Параллелепипед «предлагает» :
- Я хочу вас отблагодарить и приглашаю к себе в гости. Там вы сможете познакомиться с моей семьей.
- Ребята, хотите познакомиться с семьей параллелепипедов? (Да).
Дети с воспитателем идут к столу, присаживаются. На столе маленькие параллелепипеды (по одному на каждого ребёнка).
Б. Параллелепипед знакомит детей со своей семьей:
– Знакомьтесь - это моя семья.
Воспитатель:
- Возьмите каждый по параллелепипеду. У каждого параллелепипеда есть верх. Посмотрите внимательно на него, обведите пальчиком, вы догадались, на какую геометрическую фигуру он похож. (На прямоугольник).
-У каждого параллелепипеда есть низ. Догадались, какой формы низ? (Тоже прямоугольной).
- Что вы можете сказать про верх и низ? (Они одинаковые)
- Давайте внимательно посмотрим на параллелепипед (грани)
(Если не называют, то подсказываю)
-Посчитайте, сколько их (6)
- Место соединения граней друг с другом называют ребрами.
- Посчитайте сколько граней (12)
- А еще параллелепипед называют геометрическим телом. Догадались, почему? (Потому что у него есть объем)
-В греческом языке слово, от parallelos, параллельный и epidon, поверхность
- Параллелепипед имеет параллельные поверхности.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях
- Вы теперь хорошо запомнили форму параллелепипеда. Внимательно посмотрите вокруг и найдите предметы, похожие на параллелепипед. Сумеете? (Да).
Дети в группе находят предметы, похожие на параллелепипед, приносят на стол.
- Теперь у маленького параллелепипеда много друзей.
Б. Параллелепипед :
-Ребята, большое спасибо вам за помощь! Я хочу подарить вам на память картинки.
Воспитатель:
-Спасибо! Ребята, а вы знаете, что эти картинки не простые, а волшебные?
-Найдите на картинке предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра, и соедините их волшебной ниточкой с картинками в рамках.
- Соединили? (Да) Молодцы!
- Давайте поиграем в игру «Фотографы»
Игра «Фотографы»
Цель: закреплять умение находить и соотносить геометрические тела с геометрическими фигурами.
- А теперь, представим что мы с вами фотографы. Представили? (Да)
- Берём в руки фотоаппарат и фотографируем наши картинки. Теперь каждый из вас самостоятельно ищет нужную фотографию.
(После того как дети всё сделали, проводим проверку.)
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось:
-(ответы детей)
- Слева стоит красный прямоугольник, посередине синий треугольник, а справа желтый треугольник.
-Молодцы, ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Б. Параллелепипед : До свидания, ребята!
Дети прощаются с героями приключений, произносят слова:
СЛОВА ТЕ ЖЕ
(ДЕТСКИЙ САД) Звучит музыка, обозначающая, что они вернулись в детский сад.
6. Итог.
Входит второй воспитатель, задает вопросы:
- Здравствуйте ребята! Я вас уже заждалась. Где вы были? (Путешествовали. Мы были в стране, Геометрии).
- Зачем вы туда отправились? (Нам надо было отнести маленький параллелепипед домой).
- Вы помогли параллелепипеду? (Да).
- Как же вы ему помогли? (Нашли параллелепипеду друзей, его семью).
- Почему вы смогли ему помочь? (Потому что мы знаем геометрические фигуры, знаем параллелепипед).
В диалог вступает воспитатель: «Потому что наши дети много знают: геометрические фигуры, геометрические тела, познакомились с формой параллелепипеда.
- Вы очень меня порадовали, потому что любите узнавать новое, умеете дружить и приходить на помощь. Молодцы!