Татьяна Масензова
Конспект образовательной ситуации открытия нового знания «Сохраним Байкал чистым!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создание условий для позитивного взаимодействия, умение объединять усилия для достижения общей цели.
Задачи: продолжать учить детей бережно относиться к своему здоровью, понимать опасность загрязнения воды для человека и всех живых существ, обитающих в водоемах, осознавать роль человека в сохранении природных ресурсов; развивать навыки работы детей в команде, творческий потенциал, креативность, продолжать развитие связной монологической речи; продолжать воспитание экологической культуры детей через сочувствие, сопереживание и заботу, желание быть активным защитником природы родного края, озера Байкал.
Публикация «Конспект образовательной ситуации открытия нового знания „Сохраним Байкал чистым!“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Материалы и оборудование: 2 бутыли с чистой и грязной водой, таз с водой, пакеты и банки с остатками пищи, бутылка с остатками напитка, фантики от конфет, 2 мусорных пакета, «мусор» (коробки, бумага, бутылочки и т. п., фишки зеленого, синего и серого цвета по количеству детей, листы ватмана размером А-2, карандаши, фломастеры, краски, клей, кисти, ножницы, цветная бумага, вырезки из журналов и газет (природа, водоемы, рыбы, люди, мусор и т. п., медали «Защитник природы!» по количеству детей, фильтры (ватные диски, марля, ткань, емкости (баночки, кружечки, чашечки и т. п.); презентация «Предупреждающие плакаты», экран, проектор, СД-проигрыватель, диск с записью легкой, веселой музыки.
Введение в ситуацию
Воспитатель приносит в группу 2 пластиковых бутыли с водой. В одной из них вода чистая (надпись «Вода Байкала», а во второй явно зрительно грязная (надпись «Озеро Карачай»)
Воспитатель: Ребята! Я купила нам две бутыли воды. Кто хочет пить, пожалуйста, берите стаканчики и подходите ко мне. Давайте посмотрим, откуда к нам приехала эта водичка. Воспитатель совместно с детьми читает надписи на бутылях.
- Одна вода из нашего озера Байкал, а другая из озера Карачай. Из какой бутыли тебе налить? А почему? (Воспитатель задает этот вопрос каждому подошедшему ребенку)
- Как вы думаете, почему вода из озера Карачай стала такой грязной? Кто в этом может быть виноват? (ответы детей, рассуждения, предположения)
- Давайте проверим, сможет ли человек сделать воду в озере грязной.
Проводим небольшой эксперимент. Ставим на стол большой таз с чистой водой.
Воспитатель: Ребята, представим, что это чистое лесное озеро, а мы с вами туристы, которые приехали отдохнуть возле него. Конечно же мы проголодались и решили перекусить. Сначала мы съели рыбные консервы и бросили банку подальше и даже не видели куда (воспитатель бросает в таз промасляную банку от рыбных консерв, затем мы поели конфет и бросили фантики в воду, после чего выпили коробку йогурта и решили, что его остатки не повредят рыбкам (бросает коробку с остатками йогурта на стенках в таз) и конечно же пьем газированную воду и моем в воде бутылку для развлечения (выливает остатки напитка в таз).
Актуализация знаний и умений
А теперь давайте посмотрим, что случилось с нашим чистым лесным озером? (рассуждения детей)
- Ребята, кто из вас отдыхал на Байкале? (ответы детей)
- Да, на озеро Байкал приезжает очень много туристов. Но не все из них являются грамотными туристами. А что значит «грамотный турист»? Как и куда отдыхающие могут убрать за собой мусор?
-Я предлагаю Вам поиграть со мной в игру «Дружные туристы»
Представим,что на берегу озера побывали нерадивые туристы и оставили после себя очень много мусора. Чтобы убрать этот мусор, мне необходимо 4 участника. Предлагаю Вам разделиться на пары. Каждой паре я дам один мусорный пакет. Ваша задача: как можно быстрее собрать мусор. Но при этом необходимо соблюдать определенные правила: оба участника должны держать край пакета с двух сторон и собирать мусор одной свободной рукой. Пакет из руки выпускать нельзя. Поэтому вам будет необходимо договариваться о том, как вы будете действовать.
-Ребята, какая же опасность может грозить озеру?
- Вы правы ребята. Существует опасность, что несмотря на все усилия байкальских чистильщиков, озерная вода из чистой и прозрачной превратиться в грязную и зловонную. Как вы считаете, кому это повредит в первую очередь? (рассуждения детей) Чем это может быть опасно для человека? Как это может сказаться на нашем здоровье?
Затруднение в ситуации
- Ребята! А чем мы с вами могли бы помочь сохранить чистоту нашего великого озера? (предположения)
- Я хотела нарисовать предупреждающий плакат для туристов, но одного плаката, конечно же недостаточно. Кто из вас желает мне в этом помочь?
Согласившимся детям воспитатель предлагает фишки трех цветов: зеленые, синие, серые.
- Но перед началом работы наш всезнающий друг «Компьюша» зовет нас поиграть. Ребята, предупреждающие плакаты бывают разные: одни размещаются в городах, другие лесополосе или у воды. Компьюша будет показывать вам слайды с изображение плакатов, а вы попытайтесь догадаться, где они были размещены. Если в городе, то мы поднимаем фишку серого цвета, если в лесу, то вверх поднимаем зеленые фишки, если у воды- то синие.
Проводится игра «Угадай, откуда плакат?»
- Перед работой необходимо немного размяться. Давайте вспомним нашу физкультминутку про паучка. Физкультминутка проводится 3 раза с ускорением темпа.
Физкультминутка «Паучок ходил по ветке»
Паучок ходил по ветке, (скрестить руки, пальцами одной руки пробежать по предплечью)
А за ним ходили детки. (пальцами второй руки также пробежать по предплечью)
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опустить, имитируя дождик)
Паучков на землю смыл. (хлопнуть ладонями по коленям или столу)
Солнце стало пригревать, (прижать ладони боковыми сторонами и растопырить пальцы)
Паучок ползет опять, (начинайте действия сначала)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке (пальцами пробегают по голове)
- Ребята, я приготовила для вас 3 листа ватмана для работы. Нам необходимо разделиться на три команды. Сделаем мы это очень просто: каждый из вас возьмет одну фишку любого цвета. А теперь предлагаю Вам объединиться по цвету ваших фишек (серые, зеленые, синие). На отдельном столе стоит все необходимое для вашей работы: краски, кисти, фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей, цветная бумага и ножницы, но сначала вы должны договориться о том, что вы хотите изобразить на вашем плакате, о чем он будет предупреждать туристов, отдыхающих на Байкале.
«Открытие» нового знания
Самостоятельный творческий процесс (звучит легкая, веселая музыка)
- Что ты изобразишь на плакате, чтобы туристы поняли, о чем мы их хотим предупредить?
- Как ты догадался, что именно это поможет понять туристам важность твоего плаката? И т. п.
Включение нового знания в систему знаний ребенка
По окончании работы каждая команда рассказывает о назначении своего плаката. Воспитатель спрашивает детей о том, чей плакат им понравился больше и почему.
Осмысление
- Ребята мы с вами проделали большую и очень нужную работу. Наши плакаты я обязательно передам в отдел охраны озера Байкал, и их разместят в тех местах, где часто отдыхают туристы.
Всем, кто сегодня потрудился, я хочу вручить медаль «Защитник природы!»
Во время свободной деятельности воспитатель предлагает желающим попробовать очистить воду загрязненного нами лесного озера. Детям предлагаются различные виды фильтров: ткань, марля, бинт, ватные диски и различные емкости: баночки, стаканчики, кружечки. Дети фильтруют воду через выбранные ими диски и самостоятельно определяют самый действенный фильтр.