Галина Решетняк
Конспект образовательной ситуации в Старшей группе Тема: «Составление рассказа по набору игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1. ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ».
2. Тема ОС «Составление рассказа по набору игрушек.» (метод. лит – ра О. С. Ушакова).
3. Цель: «Составление детьми творческих рассказов по набору игрушек».
4. Предполагаемый результат - продукт материальный (рассказ); нематериальный (новое знание; образ; идея; отношение, например, отношение к щенку, зайцу друзьям; переживание). Участие каждого ребенка.
Публикация «Конспект образовательной ситуации в Старшей группе Тема: „Составление рассказа по набору игрушек“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
5. Личностно – ориентированная образовательная технология. Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и форм. Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, исследований, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Этапы: создание проблемной ситуации, поиск способов решения учебной проблемы, постановка учебной задачи, решение, определение эффективности и разнообразия выбранных способов решения учебной задачи, анализ полученных результатов.
6. При составлении рассказа по набору игрушек использовались все формы работы с детьми: коллективные (фронтально, в тройке, индивидуальная работа (рисование детьми схемы взаимодействия между объектами) – для создания психологических условий творчества детей. Были задействованы методы косвенного руководства, проблемные ситуации, что соответствует данной технологии. (вопросы, схемы – эмблемы ТРИЗ, (Сидорчук, Лелюх) схемы по Большевой, набор игрушек, физкультминутка, распределение детей в тройки по цвету одежды, работа в тройке : «В рассказе есть начало, середина, заключительная часть. Подумайте, кто из вас начнет рассказ, кто продолжит, кто закончит». Использовался дифференцированный подход. Распределение детей в тройки (слабого ребенка с сильными детьми, после физкультминутки детям было предложено определить последовательность схем (увидела, услышала, почувствовала, была создана ситуация «Что будет, если схемы поменять местами. - для создания психологических условий детей.
7. Все дети с желанием и интересом высказывали предположения, принимали участие в коллективном обсуждении, в тройке, договорились, распределили между собой работу, составили интересные рассказы (одним материалом, но разными способами). Каждый ребенок справился с заданием.
8. Анализ причин достижения. Использование проблемной технологии, т. к. все дети любят исследовать, познавать, наблюдать, экспериментировать. Использование дифференцированного подхода, работа в тройках, где наблюдалась слаженная работа: дети делились своими мыслями, чувствовалась уверенность детей (я не один, мы команда – обеспечение психологических условий творчества детей.) Технология мнемотехники по Большевой, техника ТРИЗ.
Цель: Составление детьми связного рассказа по набору игрушек, с использованием техники ТРИЗ.
Программное содержание: учить детей составлять сюжетный рассказ, опираясь на схемы: определять объекты и их части, устанавливать взаимосвязь между объектами, представлять возможные ощущения с помощью разных органов чувств (техника ТРИЗ) ; активизировать словарь детей ; учить детей договариваться и распределять работу в тройке ; формировать у детей творческое мышление; воспитывать чувство сопереживания, взаимовыручки.
Интеграция: познавательное развитие, физическое, художественно- эстетическое, социально – коммуникативное.
Материал, оборудование: набор игрушек (кукла, дом, тарелка, елка, щенок, зайчик, стол, мольберт, карточки – схемы (ТРИЗ, схемы (по Большевой, листы бумаги, простые карандаши.
Предварительная работа: рисование воспитателем «под диктовку детей» (в ходе совместного обсуждения) предметно- схематических изображений игрушек.
Ход ОС.
Дети сидят за столами, лицом обращены к воспитателю. В центре стола лежат простые карандаши, чистые листы бумаги. Перед детьми стоит стол с игрушками, мольберт.
1. Воспитатель обращается к детям : «Ребята, мы с вами много читали рассказов : о животных, птицах, о природе, юмористические, о дружбе детей. Все они увлекательные и совершенно разные. Скажите, как можно составить интересный рассказ?» ( ответы детей: придумать, сочинить).
2. Воспитатель привлекает внимание детей к столу с игрушками : «Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и внимательно рассмотрим. Что вы видите? По мере того, как дети называют игрушки воспитатель на мольберте выкладывает схемы (девочка, щенок, зайчик, дом, ель, тарелку (по Большевой). Про каждую игрушку задает вопросы : описание внешнего вида, Как зовут девочку (куклу? (Катя, Маша) Щенка? (Рекс, Джек) Зайчика? (Вася, Пушистик). Какая девочка по характеру? (добрая, внимательная, заботливая). Зайчик (трусливый, щенок (ласковый, храбрый). Какие из этих предметов имеют форму круга? (тарелка, окно, пуговица ошейник, глаза у щенка и зайчика? Какие предметы красного цвета? (крыша дома, платье куклы, рот, сапожки). Какие предметы еще видите? (дверь, балкон, лапки, хвостик и т. д.) - Вот схема (показ эмблемы №1) ,которая обозначает предметы. – Как эти предметы могут быть взаимосвязаны между собой,например девочка и дом? (девочка живет в доме). Воспитатель показывает,как с помощью схемы, это можно показать, и предлагает детям на листиках зарисовать другие связи между объектами (2 минуты). Обсуждение (девочка пошла в лес, девочка кормит щенка, щенок подбежал к девочке, девочка увидела зайчика, погладила собачку и т. д.) - Вот схема, (показ эмблемы №2) которая обозначает что предметы могут быть связаны или взаимодействовать между собой. Воспитатель предлагает детям встать. «Представьте, что вы девочка Катя и решили пойти погулять. Вышла Катя на улицу, подняла голову вверх (дети поднимают голову) и увидела… Что увидела Катя? (небо, летят птицы, самолет, солнце, облака, тучи). Повернулась Катя вправо (дети делают поворот). Что увидела? (людей, машины, свою маму, детей,, повернулась влево и увидела (цветы, друзей, лавочку,бежит собака, собака играет с детьми). Пошла Катя в лес, что в лесу она увидела? (грибы, ежика, ягоды, траву, грустного зайчика, много елок). Приложила правую руку к правому уху (дети прикладывают руку) и услышала… (шорох листьев, кто-то кого-то зовет, пение птиц, звук машин, вдруг Катя ощутила…Что можно ощутить с помощью лица? (Дует ветер, греет солнышко, идет дождь, когда трогаете руками (колючие иголки у елки, ежика, пушистого зайчика). Пошла Катя домой и какие запахи почувствовала? (пахнут цветы, пироги кто-то печет, жарят картошку). 3. Ребята, что сначала сделала Катя, когда вышла на улицу? (посмотрела). Какую схему вы выберите из предложенных? Воспитатель показывает схемы (№ 4.1,4.2,4.3,4.4). Дети выбирают схему( 4.4, а что потом Катя сделала? (услышала, схема №4.2); (почувствовала, схема№4.3);(№ 4.1). – Что будет, если мы поменяем местами схемы (4.4 и 4.2). (Катя сначала услышит, а потом увидит, а если мы поменяем (4.3 и 4.4). Она почувствует руками или лицом, а потом увидит.
Воспитатель предлагает детям вспомнить схемы и их обозначение (№1,2,4.1,4.2,4.3,4.4). – А сейчас я предлагаю вам объединиться в тройки по цвету одежды. У кого одежда красного цвета. Найдите друг друга. В одежде присутствует синий цвет ; голубой цвет ; серый цвет ; розовый цвет.
4. Воспитатель дает каждой тройке комплект схем и предлагает составить рассказ, при этом напоминает детям о том, чтобы они подумали, как будут распределять работу: в каждом рассказе есть начало, основная часть (середина, заключительная часть. Детям на составление рассказа дается 5 минут.
Заслушиваются рассказы детей.
-Ребята, как вы думаете, получился у вас рассказ? (да) Ваш рассказ похож на другие рассказы детей? (нет) Что вам помогло составить рассказ? (схемы). Что было трудного? Как вы распределили работу в тройке? (договаривались, помогали друг другу) Вам понравилось работать в тройке? (да).
Ребята, так как можно составить интересный рассказ? (рассмотреть предметы, подумать, как могут быть связаны между собой, представить себя этим предметом и подумать, что может услышать, увидеть, почувствовать с помощью носа, лица и рук.)
-Ребята,вы придумали такие интересные и замечательные рассказы, я рада что вы все справились с заданием, были внимательными друг другу, помогали, а сейчас я расскажу вам свой рассказ.
- Воспитатель в режимных моментах предлагает детям нарисовать иллюстрации к своим рассказам.
Схемы-эмблемы