Инна Дербина
Сценарий образовательной ситуации ОНЗ (открытие нового знания) в старшей группе с психологом. «Страна эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
«Страна эмоций»
Образовательные задачи:
1) Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствие.
2) Развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека
3) Обобщение и активация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
4) Обучение различного эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
5) Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
6) Снятие эмоционального напряжения.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации ОНЗ (открытие нового знания) в старшей группе с психологом, „Страна эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
I.Введение в ситуацию
Дидактические задачи:
1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около психолога.
Психолог: «Здравствуйте, ребята, рада снова видеть всех вас! С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (Ответы детей)
Психолог: «Почему у вас такое настроение?» (Ответы детей)
Психолог: «У вас всегда такое настроение?» (Нет)
Психолог: «А какое еще настроение у вас бывает?» (Ответы детей)
Психолог: «А от чего зависит наше настроение? Почему мы можем быть веселыми или грустными, сердитыми или спокойными?» (От эмоций)
Психолог: «Я знаю одну такую страну, где живут эмоции, она так и называется «Страна эмоций». Вы хотите там побывать? (Да)
Психолог: «Тогда в путь!»
Звучит аудиозапись красивой музыки, психолог произносит слова:
- В страну Эмоций отправимся мы.
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
Мы с каждой эмоцией будем сближаться
Нас ждут приключения, сказки, игра.
Задание разные нового друга.
II.Актуализация
Игра «Кубик настроения»
Дидактические задачи:
1) Актуализировать знания об эмоциях, их изображениях.
2) Развивать память, речь, внимание.
3) Закрепление и обобщение знаний о чувствах.
Дети выходят на коврик, где лежит «Кубик настроения».
Психолог: «Сейчас мы познакомимся с жителями «Страны эмоций» при помощи этого кубика».
Ход игры: Ребенок бросает кубик и показывает то эмоциональное состояние, которое выпало на верхней грани кубика, изображает его и говорит, когда у него бывает такое состояние.
Психолог: «Ну вот, мы и познакомились с жителями «Страны эмоций». И они говорят мне. Что хотят поиграть с вами» (выставляет жителей страны эмоций на мольберт).
- «Вы хотите поиграть с ними?» (Да)
- Жители «Страны эмоций» приготовили для вас задание «Дорисуй эмоции».
Задание «Дорисуй эмоции».
Дети проходят к столикам, перед каждым ребенком карточка с заданием «Дорисуй эмоции».
Психолог: Дорисуйте эмоции у котика, мишки и Петрушки согласно образцу. Назовите, какие эмоции у героев.
III. Затруднение в ситуации.
Беседа.
Дидактические задачи:
1) Создать мотивационную ситуацию для формирования навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
2) Сформировать опыт под руководством психолога фиксации затруднения и понимания его причины.
Психолог: «Как вы думаете, можно или нельзя гневаться. Злиться на других людей? На друзей? Почему?» (Ответы детей)
Психолог: «Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать, не причиняя никому вреда. Что бывает, когда кто – то, на кого – то разозлился?» (Ответы детей)
Психолог обращает внимание детей на Злинку и говорит: «Злинка спрашивает, как же ей справиться с гневом, что бы никого при этом не обидеть?» (Ответы детей)
Психолог: «Вы смогли научить Злинку избавляться от гнева, никого при этом не обидев?» (Нет)
Психолог: «Почему не смогли?» (Мы не знаем, как можно избавиться от гнева, никого при этом не обидев)
Психолог: «Значит, чему нужно научиться? (Избавляться от гнева, никого при этом не обидев).
IV.«Открытие нового знания»
Дидактические задачи:
1) Сформировать умение адекватного реагирования на совершенное действие или поступок.
2) Сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
Психолог: «Как этому научиться?» (Надо у кого – то спросить)
Психолог: «У кого будем спрашивать?» (У того, кто знает; у взрослого; у Вас).
Психолог: «Сейчас мы научимся сердиться, никого при этом не обижать».
Перед детьми на столе лежат по два воздушных шарика, набор для выдувания мыльных пузырей большая картонная туба, наполненная поролоном для погашения звука.
Психолог: «Возьмите воздушный шарик и держите его так, чтобы он не сдувался. (Дети выполняют задание)
Представьте себе, что шарик – это ваше тело. А воздух внутри шарика – это ваш гнев или злость.
Как вы думаете, что случиться с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит)
Отпустите шарик и проследите за ним. (Дети отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону)
Заметили, что шарик был совершенно неуправляемый? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого – нибудь.
Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями. (Дети выполняют задание)
Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)
А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)
Если гнев еще остался внутри нас, можно выпустить его с помощью мыльных пузырей. Давайте попробуем! (Дети выдувают мыльные пузыри.)
Еще гнев можно пропустить через стопы наших ног. Давайте встанем и сильно – сильно потопаем. Наши стопы сначала станут теплыми, потом горячими, потому что через них выходит гнев. Давайте потопаем. (Дети выполняют задание.)
Можно представить, что мы собрали остатки гнева в мешочек. Давайте подержим мешочек на ладони. Чувствуете, какой тяжелый гнев? Сожмите его и со всех сил киньте в мишень. (Дети выполняют задание.)
А сердитые слова можно произносить в тубу. Попробуйте сделать это. (Дети выполняют задание.)
Вывод: Вы почувствовали, как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.
V. Введение нового знания в систему знаний.
Игра «Дракон кусает свой хвост»
Дидактические задачи: 1) организовать активный отдых детей;
2)снятие эмоционального напряжения.
Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то роль головы дракона назначается другой человек.
Игра «Возьми себя в руки»
Дидактические задачи: научить сдерживать себя.
Психолог: Когда вы испытываете неприятные эмоции: злость, раздражение, желание ударить кого – либо, то можно себя «взять в руки» - остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза. Давайте вместе попробуем «взять себя в руки» (Дети выполняют упражнение.)
VI.Осмысление
Дидактические задачи: фиксация детьми достижения «детской цели».
Психолог: «Кому вы смогли сегодня помочь?» (Злинке)
Психолог: «А знаете, почему вы смогли помочь Злинке? Потому что вы знаете как сердиться и не причинять зла другим.
Вы большие молодцы!
Давай те улыбнемся друг другу.
За руки беремся, становимся в круг.
Занятие кончается наше.
Теперь появился у нас новый друг,
Ему до свидания скажем.»