наталья литвинова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Научись разрешать конфликтные ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Воспитатель: Литвинова Наталья Александровна МБДОУ «Детский сад №24»
г. Рязань
Тема : «Научись разрешать конфликтные ситуации»
Цель: Овладеть различными способами разрешения конфликтов, различных ситуаций в процессе общения со сверстниками.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: „Научись разрешать конфликтные ситуации“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи: Знать способы разрешения конфликтных ситуаций.
Уметь выбирать наиболее оптимальные способы взаимодействия со сверстниками.
Проявлять навыки культуры общения: желание понять и учитывать интересы другого, адекватно реагировать на желание собеседника.
Относиться осознано к сверстникам в процессе общения, уважая его как личность.
Оборудование: Пиктограммы с видами настроения, аудиозапись песни «Антошка» В. А. Шаинского.
Предварительная работа: наблюдение процесса общения детей в конфликтных ситуациях, беседа о способах разрешения конфликтов (групповая, чтение художественной литературы (Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик», А. С. Пушкин «Золотая рыбка», моделирование конфликтных ситуаций, рассматривание пиктограмм.
Количество:
5 детей, которые владеют отдельными способами общения (убеждение, сочувствие, уважение);
2 детей, которые прибегают к агрессивным способам общения;
3детей, которые не владеют способами общения в конфликтной ситуации, прибегают к помощи воспитателя.
Ход занятия
Дети сидят полукругом. Посадить детей так, чтобы дети, которые владеют способами общения, чередовались с остальными.
I. Вводная часть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель говорит детям, что сегодня ей позвонил их общий друг Антошка и обещал прийти к ребятам в гости.
Раздается стук в дверь и заходит Антошка и поет отрывок из песни Старухи Шапокляк.
-Кто людям помогает, теряет время зря,
хорошими делами прославиться нельзя.
И я вам предлагаю все делать точно так,
как делает старуха по кличке Шапокляк.
Воспитатель встречает гостя: Здравствуй Антошка! Мы рады тебя видеть, а что за песню ты сейчас спел?
Антошка: А разве вы не знаете? Это песенка из моего любимого мультфильма. Ребята, отгадайте, из какого мультфильма песенка?
Дети: Это песня из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена».
Воспитатель: Дети, а чью песенку спел Антошка?
Д: Антошка спел песню Старухи Шапокляк.
В: Почему с ней никто не хотел общаться и играть?
Д: Старуха Шапокляк была злой, вредной и всем мешала.
II. Основная часть.
Моделирование ответных реакций сказочного персонажа и конфликтных ситуаций.
Дети стоят около стульев.
Антошка предлагает детям с ним поиграть
-Ребята, давайте покажем мимикой, как Старуха Шапокляк злится, разрушает домик и смеется при этом.
Антошка говорит, что ему все понравилось, а теперь зло надо выразить словами, назвать Старуху Шапокляк одним словом, которое её характеризует.
Дети изображают злое сердитое лицо, а затем машут руками и смеются.
Д: Старуха Шапокляк злючка, колючка, вредина, противная, нехорошая.
Воспитатель контролирует действия детей (показ мимикой).
В: Молодцы, ребята, но Шапокляк в конце мультфильма исправилась: она попросила прощения и по-доброму стала улыбаться. Покажите, пожалуйста, как это можно сделать?
Дети улыбаются.
В: Молодцы, вы и с эти справились! А теперь Данила и Артём нам покажет мимикой своё настроение, а дети определят их настроение.
Данила и Артём с агрессивными формами общения.
Возможно, мальчики покажут разное настроение. Надо охарактеризовать.
Если сердитое, то настроить на интересное общение.
Воспитатель просит показать. Мальчики выходят и встают лицом к детям и показывают. Дети называют.
В: Ребята справились с заданием. Настроение у них сегодня замечательное.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на примере конфликтную ситуацию «Как бы ты поступил?»
«Коля построил замок из песка и все им любовались. Только один Игорь сказал, что он сможет сделать лучше, а когда, Коля не поверил, разбежался и затоптал всю постройку».
Анализ с детьми конфликтной ситуации.
В: Ребята, как вы оцениваете поступок Игоря?
Д: Игорь поступил плохо.
В: Как чувствовал себя Коля, когда Игорь разломал его постройку?
Д: Игорь чувствовал обиду, досаду.
В: Как бы вы поступили на месте Коли?
Спросить ребенка, который владеет разрешением конфликтных ситуаций.
Д: Я бы объяснил Игорю, что на постройку было потрачено много сил и стараний. Предложить построить замок вместе, распределяя территорию и элементы для постройки.
В: А какие советы вы можете дать Игорю?
Д: Игорь, играй дружно со всеми ребятами, не обижай, не ссорься с другом. Если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй – вместе будет интереснее.
Можно задать наводящие вопросы:- Если вы знаете, интересную информацию про постройку замка, то, как можно это выразить словами? Если он твой друг, то какой совет можно дать Игорю?
Антошка хвалит ребят и предлагает свой способ разрешения конфликта :
-Надо понять и учитывать интерес другого, радоваться его успехам, тогда игра сложится и доставит удовольствие и радость всем детям.
Воспитатель предлагает тем детям, которые часто конфликтуют и являются инициатором конфликтов, рассказать, бывают ли с ними конфликтные ситуации и как они себя ведут.
Один ребенок рассказывает, а другие слушают.
Воспитатель обращается ко всем детям, а как вы ведете себя во время конфликтных ситуаций?
Д: Ругаемся, кричим друг на друга, не уступаем.
В: Почему возникает конфликтная ситуация?
Д: У нас бывает плохое настроение, не умеем уступать друг другу, бываем очень упрямые.
В: А можно ли общаться без конфликтов?
Д: Да, можно
В: Что для этого надо делать?
Д: Надо считаться друг с другом, уметь договариваться, учитывать интересы товарища.
В: А вот сейчас попробуем разрешить один конфликт миролюбиво.
Включение в ситуацию.
-Ребенок рассматривает новую книгу, а другой ребенок подходит позже и настаивает на рассмотрении сначала книги.
-Как помочь им общаться?
Д: Надо учесть интерес первого ребенка и досмотреть книгу до конца, а затем, начать сначала. Можно уступить второму ребенку и начать рассматривать книгу опять сначала.
Воспитатель подводит детей к выводу.
В: Что же лучше? Какой способ вы для себя выбираете?
Д: Мы выбираем миролюбивый способ.
III. Заключительная часть.
Игра «Угадай настроение»
Воспитатель предлагает детям набор пиктограмм с видами настроения в конфликтных ситуациях. (веселая, грустная, сердитая, добрая, счастливая).
Воспитатель просит назвать виды настроения.
Д: На пиктограммах изображено веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое настроение.
Для того, чтобы начать игру надо разбиться всем детям на пары.
Воспитатель выбирает Антошку.
Объяснение игры.
-Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено, а второй, должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого надо сравнить две выдуманные картинки, но надо отдать предпочтение такому настроению, которое вам поможет решить конфликтную ситуацию.
Указание к началу игры.
Дети разбиваются по парам, договариваются, кто начнет первый, а кто будет находить. Каждая пара выслушивает друг друга по очереди.
Дети садятся на свои места.
При несовпадении попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
Воспитатель просит детей сказать пожелания друг другу, когда они попадут в конфликтную ситуацию.
Д: Мы желаем друг другу решить конфликтные ситуации мирно : договориться, учитывать интересы друга, предлагать совместные способы игры.
Антошка обобщает высказывания детей:
- Я бы вам пожелал понимать и учитывать интересы друг друга, миролюбиво разрешать конфликтные ситуации, уважать своего сверстника, уметь находить оптимальные способы взаимодействия с друзьями.
Воспитатель предлагает спеть песню «Антошка» на музыку В. Шаинского для своего друга Антошки.
Антошка благодарит и прощается с ребятами.